Эксперт: Не нужно мешать политику с торговлей Закон о торговле могут испортить популистские настроения депутатов
Закон о торговле, выработанный путем долгих дискуссий, споров и компромиссов, могут испортить популистские настроения депутатов Госдумы РФ. Такое предположение высказал в интервью РИА «Новый Регион» директор агентства «Минченко GR консалтинг» Евгений Минченко.
Эксперты агентства проводят мониторинг лоббистской борьбы вокруг этого законопроекта. Сегодня закон о государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации должен пройти первое чтение в Госдуме. По просьбе корреспондента «НР», Минченко прокомментировал ход подготовки документа и спрогнозировал дальнейшее развитие событий.
«Уже на этапе разработки этого закона развернулась достаточно серьезная борьба за его продвижение со стороны нескольких участников, – рассказывает Евгений Минченко. – Ключевыми игроками выступили крупные переработчики сельхозпродукции, то есть в первую очередь производители пищевых продуктов, и крупные торговые сети. Сельхозпроизводители тоже участвовали, но гораздо менее активно. Сначала произошел клинч. К борьбе лоббистских групп подключились депутаты Госдумы, которые начали предлагать откровенно популистские вещи. Доходило до смешного. Например, предлагали запретить очереди в магазинах, меры, какого-то невероятного государственного регулирования всего, чего только можно и так далее».
В итоге правительство предложило всем участникам дискуссии организовать между собой диалог и выработать единый, компромиссный вариант законопроекта. По словам эксперта, это дало положительный результат.
«После целого ряда согласительных процедур, где активно участвовала и партия «Единая Россия» и Российский союз промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленная палата, удалось достигнуть компромисса, при котором пришлось пойти на уступки и сетям и производителям. В частности были отменены практически все бонусы за входы в сеть», – говорит Минченко.
Сейчас, по мнению директора агентства «Минченко GR консалтинг», закон о торговле принял нормальный вид, хотя и не является идеальным.
«Надо понимать, что недостатки закона связаны, во-первых, с его компромиссным характером, во-вторых с тем, что поскольку основная борьба шла вокруг продовольственных товаров, то наибольше внимание уделялось этим вопросам и ряд вопросов связанных, например, с электронной торговлей, остались за бортом.
При этом нужно отметить, что последовательную позицию заняло министерство экономического развития, которое настояло на том, чтобы убрать все нормы, которые дают возможность регулировать деятельность торговли муниципальным образованиям, потому что это создает почву для коррупции. Достаточно продуктивный диалог провело министерство промышленности и торговли и первый вице-премьер правительства РФ Виктор Зубков.
Однако некоторые шероховатости возникли в связи с творческими мерами ФАС, которая в последнее время достаточно активно в любые законопроекты пытается вставлять нормы антимонопольного регулирования, по вполне понятной чиновничьей логике, пытаясь расширить сферу своего влияния», – комментирует Евгений Минченко.
Одним из итогов вмешательства антимонопольщиков стало принятие, так называемой, 16-й статьи, которая ограничивает возможности открытия новых магазинов тем компаниям, которые на уровне одного муниципального образования достигли 25% объемов рынка.
«По нашему анализу эта норма наиболее выгодна крупным западным сетям, которые строят крупные гипермаркеты, и при входе на рынок какого-либо муниципального образования они могут поставить гипермаркет и получить сразу долю, например, в 80%, – считает эксперт. – И никакие меры антимонопольного урегулирования на них в этом смысле распространяться не будут. Я далек от того, чтобы заподозрить ФАС в лоббировании зарубежных сетей. Я думаю, что они просто не просчитали эти последствия и в дальнейшем руководитель ФАС Игорь Артемьев занял достаточно гибкую позицию, сказав, что они готовы эту норму расширить с рамок муниципального образования до рамок субъекта федерации».
Гораздо большую опасность для закона Евгений Минченко видит в том, что при рассмотрении документа депутатами Госдумы, лоббистская борьба может быть вытесняться политическими амбициями.
«Сейчас, когда закон поступил в думу и камнем преткновения остается только эта 16-я статья, есть риск того, что лоббистская борьба сменится популистской. Депутаты, накануне октябрьских выборов в органы местного самоуправления и региональные законодательные собрания будут вносить различные популистские поправки, чтобы получить поддержку населения. Я думаю, что эта тактика может оказаться вредной, потому что электоральный эффект, мягко говоря, не очевиден, а за введение тех или иных неоправданных норм и ограничений будут расплачиваться потребители, то есть мы с вами, за счет увеличения цен – это признают практически все авторитетные эксперты.
Поэтому мне кажется, что сегодня, когда закон стал итогом долгих мучительных компромиссов, личного вмешательства председателя правительства, нужно минимизировать эту популистскую волну и сосредоточиться на конкретном вопросе, который действительно является принципиальным – это так называемая 16-я статья. И подкорректировать ее таким образом, чтобы она не создавала проблем участникам рынка. Наше агентство и в дальнейшем будет следить за ходом лоббистской борьбы вокруг закона», – подытожил Минченко.
Москва, Виталий Акимов
© 2009, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».