Правительство искусственно поддерживает у больной экономики температуру 37,5 градусов – мнение экспертов
Заявления о преодолении кризиса – не более чем популизм. Об этом во вторник говорили российские и украинские экономисты в ходе видеомоста в Москве. Во время дискуссии эксперты двух соседних государств обменялись мнениями о сроках, причинах и путях выхода из кризиса.
15 сентября 2008 года один из крупнейших банков США Lehman Brothers объявил о своем банкротстве, что стало точкой отсчета мирового экономического коллапса. Несмотря на то, что экспертный видеомост состоялся в годовщину этой печальной даты, все участники дискуссии выразили мнение, что кризис начался гораздо раньше.
«Кризис начался 2 года назад, когда стала рушиться система финансовых пузырей, созданная в Америке, – утверждает президент экспертной компании «Неокон» Михаил Хазин. – Началось с ценных бумаг рынка недвижимости. Затем, резкий рост инфляции. В сентябре 2007 началась дефляционная стадия – рухнули банки. За счет государственных вливаний в экономику кризис в Штатах вновь перерос в инфляционную стадию. Можно предположить, что через пару месяцев вновь начнется дефляционная стадия. Но говорить о конце кризиса рано».
По мнению Хазина, у России также нет никаких оснований говорить о конце кризиса. И все подобные заявления являются популизмом.
«Для России иллюзия выхода из кризиса связана с тем, что на фоне колоссальной эмиссии и госвливаний происходит раздувание новых пузырей, таких как цены на нефть», – уверен эксперт.
Все участники дискуссии отметили, что проблемы в экономике и у России, и у Украины были очень серьезные и до мирового финансового кризиса. Также, почти все эксперты предсказывали, что в ближайшем будущем Соединенные Штаты, от состояния которых зависит почти весь мир, ждет новая волна финансовых проблем.
Сойдясь во мнении, что сладкая, благополучная жизнь нам в ближайшее время не светит, экономисты перешли к обсуждению антикризисных мер, которые предпринимают правительства разных стран.
«Есть меры направленные на сохранение статус-кво, – считает Михаил Хазин – Это, прежде всего, компенсация предприятиям выпадающих доходов. Вторая группы мер направлена на устранение причин кризиса. Власти всех стран мира занимаются мерами исключительно из первого списка. Не все они бессмысленны. Украине, например, они принесли некоторые тактические успехи. О России этого сказать нельзя. Причины никуда не делись. К середине 2010-го года станет все понятно – делать вид, что мы из кризиса выходим невозможно. Нужно решить, что делать стратегически».
Экономист академии народного хозяйства Вадим Новиков заговорил о третьей группе антикризисных мер, направленных на скорейшее возобновление экономического роста.
«Первые две группы мер – негативные. Более правильно обеспечить условия роста. В России же увлекаются сглаживанием кризисных явлений, теми или иными формами регулирования цен. Кроме того, процветает протекционизм. Идет резкое ужесточение антимонопольного законодательства. Например, сейчас идет накат на одну из ведущих отраслей экономики – розничную торговлю. Сколь бы вы не регулировали цены и антимонопольный закон – этим не добиться экономических задач. Это не приведет к росту инвестиций, инноваций и другим положительным эффектам. Правительство выбрало кризис сглаженный, но затянутый», – утверждает Новиков.
В соседней Украине – аналогичная ситуация.
«Вместо того, чтобы быстро, хоть и болезненно, переболеть и выздороветь, наше правительство поддерживает температуру больной экономики примерно 37,5 градусов. Украина сжигает огромное количество резервов для поддержания курса национальной валюты вместо того чтобы дать курсу девальвироваться. До кризиса резервы составляли 38 миллиардов долларов, еще 12 мы получили уже во время кризиса. Сейчас мы имеем 28 миллиардов, то есть 22 – сожжены. Большая часть из них впустую. В России аналогичная ситуация. Только вы можете себе это позволить – резервов у вас было гораздо больше. В Украине не было стратегии спасения. Банковская система выжила не благодаря, а вопреки. Просто так вышло», – утверждает исполнительный директор международного фонда Блейзера Олег Устенко.
После 1945 года мировая экономика строилась на двух системах разделения труда советской и американской. После распада СССР мы вынуждены существовать в системе, выстроенной США. После того, как потребительский спрос за океаном сильно упал, необходимо перестраивать структуру экономики.
«Для республик бывшего СССР непонятно где искать внешние рынки. Раньше они работали на СССР. Но русофобская политика привела к тому, что российский рынок для многих из них закрыт. Например, Грузии ничего не остается, кроме как жить на американские кредиты. Что касается Украины, то закрыть российский рынок от украинских товаров полностью невозможно. Но и в России спрос падает. Надо разрабатывать программы развития общего рынка», – уверен Михаил Хазин.
По мнению президента экспертной компании «Неокон», в условиях распада выстроенной под США системы, будут создаваться региональные рынки и нужно использовать этот процесс.
«Вся проблема в том, что это длительная и творческая работа. Для четырех стран: России, Белоруссии, Украины и Казахстана, – это замечательная возможность создать единый рынок. Но этому жестко сопротивляются разные силы», – говорит Хазин.
Если российские эксперты считают, что экономический альянс бывших союзных республик почти неизбежен, то их украинские коллеги говорят, мол, все не так просто.
«Украина ведет двойную игру, – поясняет исполнительный директор международного фонда Блейзера Олег Устенко. – Она замкнута между двух гигантов. 25% украинского экспорта идет в Россию. Для некоторых отраслей нашей экономики, таких например, как машиностроение, разрыв экономических связей с Россией будет смертельным. Если Россия прекратит покупать их продукцию, – ее вообще нигде нельзя будет реализовать. Кроме того, из России мы получаем энергоресурсы, от вас идут инвестиции, на Украине работают российские банки. С другой стороны – Европа. Сейчас появилась возможность подписания договора о свободной торговле. Предполагается, что это будет глубокий договор, с институционной частью. Украина станет частью европейской производственной цепочки и это решит многие проблемы».
Тем не менее, эксперт выразил уверенность, что экономические блоки будут строиться на четких принципах экономической целесообразности. И раз у наших стран есть взаимная заинтересованность, Россия и Украина будут партнерами.
Москва, Виталий Акимов
© 2009, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».