Российский бюджет, проект которого в первом чтении приняла Госдума (только голосами «ЕР», оппозиция впервые консолидировано голосовала против, – прим. «НР»), снова стал сильно зависим от нефтегазовых доходов. Об этом в эксклюзивном интервью «Новому Региону» заявил бывший министр экономики России, президент банка «Российская финансовая корпорация» Андрей Нечаев.
« В 2009 году эта зависимость несколько снизилась, в силу того, что эти доходы очень упали. Сейчас вновь, если говорить о поступлениях в бюджет, то 45% это нефтегазовые доходы, – отметил эксперт».
Еще один момент, на который обращает внимание экс-министр экономики, – правительству не удалось сократить дефицит бюджета до 5%, как изначально планировалось и как предлагали многие эксперты. Уже взятые большие расходные обязательства, политические соображения, интересы популярности руководителей не позволили сократить расходы, и бюджет сводится с более высоким, чем планировалось дефицитом – 6,8% ВВП.
«В данном случае это не страшно, – комментирует Нечаев. – Есть еще резервный фонд. Кроме того, доходы бюджета окажутся несколько выше, чем планирует сейчас министерство финансов, поскольку там закладываются более скромные оценки цены на нефть, чем многие эксперты предсказывают. Если правительство не начнет наращивать расходы, а дополнительные доходы направит на сокращение дефицита, то он окажется более скромным.
Но, тем не менее, мы должны отдавать себе отчет, что это последний год, когда мы можем рассчитывать на резервный фонд – к следующему году он закачивается. Дальше правительство должно либо наращивать доходы, что в условиях кризиса проблематично, либо сокращать расходы, либо резко активизировать внешние и внутренние заимствования, которые уже в этом году должны составить почти 700 миллиардов рублей. Если не удастся этот дисбаланс доходов-расходов ликвидировать – к 11-му году, заимствования будут резко возрастать».
Что касается расходов бюджета, то тут у эксперта возникает множеств вопросов. В том числе как они согласуются с теми приоритетами антикризисной политики, которые были заявлены в антикризисной программе правительства, в статье-послании и ряде выступлений президента Медведева. Андрею Нечаеву представляется, что они согласуются, мягко говоря, плохо.
«Формально у бюджета приоритет социальных обязательств. Но, если посмотреть о каких обязательствах идет речь, то это почти исключительно расходы на Поддержку бюджета Пенсионного фонда. Три с лишним триллиона рублей – практически весь дефицит бюджета это расходы на пенсии. Это, безусловно, правильно и хорошо, потому, что пенсионеры у нас в сложном положении. Но вот что касается всех остальных социальных расходов, то они снижаются. Повышение заплат бюджетникам не предусмотрено, расходы на здравоохранение, культуру, образование снижаются. Снижаются они и на фундаментальные исследования и вообще на всю гражданскую науку. Причем снижаются в абсолютных цифрах. Потому что нужно понимать, что если расходы на 2010 год равны нынешнему году, то в реальном исчислении с учетом инфляции они будут на 11-12% ниже. Так вот, эти расходы снижаются не только с поправкой на инфляцию, но и по абсолютной величине. И, по-моему, это плохо согласуется с заявленными тезисами о том, что мы переходим на инновационный путь развития, отдаем приоритет модернизации экономики, что наша цель – вложения в человеческий капитал, построение экономики знаний и так далее», – отмечает эксперт.
По его словам, расходы на национальную экономику снижаются на 27%. «Когда речь идет о неэффективных расходах, это можно только приветствовать. Но такое масштабное сокращение означает, что будут затронуты и полезные для модернизации и структурной перестройки национальной экономики статьи. Зато растут расходы на правоохранительную деятельность на 15% – практически рекордный рост. Растут расходы на содержание органов безопасности. Мне кажется, что это свидетельствует о том, что приоритеты не соблюдены», – говорит Андрей Нечаев.
Антикризисный бюджет и бюджет развития – это немного разные задачи, продолжает он. Если мы говорим о бюджете развития, то нужно, как это сделал Барак Обама в своем антикризисном плане, увеличивать расходы на науку, образование, на финансирование программ связанных с инновациями. Если говорить об антикризисных мерах, то есть в более узком смысле, то, конечно, должны в первую очередь финансироваться расходы, которые будут наращивать денежный спрос.
Это и стимулирование потребительского спроса, как путем целевых программ, типа субсидирования покупки новых автомобилей или других товаров, которые тянут за собой целую цепочку спроса. И повышение зарплаты низкодоходным категориям бюджетников, у которых эти деньги сразу пойдут на рынок. Частично, конечно на импортный, но, тем не менее, прирост спроса будет. Увеличивать госзаказ, в том числе отдавая его малому и среднему бизнесу. В общем, всяческими мерами развивать и стимулировать внутренний спрос, который является двигателем экономики, резюмирует бывший министр экономики России Андрей Нечаев.
Ссылка по теме:
Бюджет-2010 не поможет России выбраться из кризиса, – мнение экономиста
Увеличенные социальные расходы замедлят выход из рецессии >>>
Коммунисты вернулись в Госдуму >>>
Москва, Виталий Акимов
Москва. Другие новости 23.10.09
Доллар упал ниже 29 рублей. / Российские суды улучшили рейтинг доверия на борьбе с налоговиками. Фискалы выиграли только 7% дел за год. / Москва вспоминает жертв теракта на Дубровке. Читать дальше
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2009, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».