Ко второму чтению закон о торговле перестал нравиться даже его заказчикам Лоббисты устали
Самый скандальный и одновременно знаковый проект 2009 года – закон о торговле – ко второму чтению преодолел «военную стадию» и перестал «кошмарить» торговые сети и радовать их оппонентов.
Как передает корреспондент РИА «НР», об этом во вторник в Москве говорили эксперты – представители бизнес-сообщества, ритейла, политконсалтинга и так далее. Глава института Международной политической экспертизы Евгений Минченко сформулировал общее настроение так:
«Мы наблюдаем интереснейший феномен, который, безусловно, заслуживает отдельного обсуждения. Накануне первого чтения проекта закона о торговле мы имели эмоционально-патетическую атмосферу. Сыпались обвинения, создавалось впечатление, что вот-вот и начнется Третья мировая, настолько тотальное зло – этот закон о торговле. И вот ко второму чтению наступает момент истины: люди, которые придумывали этот закон и все ограничения для торговых сетей, вдруг задумались: а как он ударит по ним? Как он ударит по переработчикам, производителям – всей торговой цепочке. И все стали понимать, что ограничения, которые закон накладывает на ритейлеров, коснутся всех».
Евгений Минченко говорит, что такой «момент истины» настал для Федеральной антимонопольной службы, которая активно лоббировала 16 статью в законе, ограничивающую возможность сетей наращивать свое присутствие в муниципальных образованиях 25% рынка (или 1 млрд. рублей оборота). Сейчас ФАС просит отложить вступление статьи в действие до 2014 года.
«Момент истины настал для Минэкономразвития, – говорит Евгений Минченко. – министерство направляет разгромнейшее письмо по поводу текста закона, в котором говорит, что закон абсолютно нелогичен. Потом проходят парламентские слушания в Госдуме, где мы неожиданно слышим, что «нет необходимости ограничивать бизнес», а те, кто называл торговые сети «раковыми опухолями», вдруг начали утверждать, что «не все сети плохие» (речь идет о сенаторе Сергее Лисовском – прим. «НР»).
Таким образом, говорит Евгений Минченко, мотивация у тех людей, которые закон готовили и запускали, начинает меняться. Однако документ уже прочно вошел в политическую повестку, и так просто его снять с рассмотрения не получится.
Определенные надежды экспертное сообщество связывает с премьером Путиным, который уже заявил, что в законе есть несколько непроработанных моментов.
Второе чтение закона запланировано на 11 ноября. «Ритейл смирился с проектом и тем, что он их как-то ограничит, главное, что закон совместим с жизнью торговли», – отмечает Минченко.
Вероятнее всего, ко второму чтению из законопроекта будет совсем убрана или переработана пресловутая 16 статья, ограничивающая развитие сетей в регионах, потому что «у нее не осталось лоббистов».
Гендиректор Центра политической конъюнктуры России Михаил Виноградов отметил, что вся лоббистская возня вокруг закона о торговле натолкнула его на мысль о необходимости наращивания в России какого-то «дополнительного иммунитета от заведомо абсурдных решений». Иначе, как это было, например, в 2008 году, власть в форс-мажорных обстоятельствах, желая остановить рост цен, вдруг объявляет их заморозку и госрегулирование, что совершенно не работает в условиях рынка, спускается на тормозах и является имитацией бурной деятельности.
Управляющий директор по корпоративным отношениям «X5Retail Group» Юрий Кабаладзе отметил, что чрезвычайно трудно противостоять каким-то решениям, пока существуют мощные стереотипы вроде таких – «в торговли работают одни воры и жулики».
«Если Грызлов публично говорит: мы разберемся с торговой мафией, нельзя выиграть кампанию у такого общественного мнения», – отметил Кабаладзе. При этом он добавил: «Я думаю, что через 20-30 лет аналитики по коммуникациям и пиару будут анализировать то, что происходило вокруг закона о торговле в 2009 году в России. Они оценят блистательную борьбу ритейла с российским идиотизмом».
Анализируя перспективы закона, эксперты сошлись во мнении, что лоббистские лагеря всех противоборствующих сторон эмоционально устали. Между тем, определенное «окно возможностей» существует. Пример – Охта-центр (Газпром-сити) в Санкт-Петербурге. Когда вопрос, казалось бы, уже решен, и бульдозеры вышли на площадку, в последний момент общественное мнение останавливает стройку.
В ситуации с законопроектом о торговле такое невозможно, отметили аналитики, бюрократические механизмы запущены. Но вступление в силу закона вполне можно отложить на год-два-три, к тому моменту общественный резонанс спадет, производители, переработки и торговые сети договорятся, и закон можно будет значительно «улучшить» согласованными на межотраслевом уровне поправками.
Москва, Юлия Шатова
© 2009, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».