AMP18+

Москва

/

Ведущие российские ученые отказались от работы над учебником «основы религиозных культур и светской этики» «Сплошная религиозная пропаганда»

Уже этой весной в России начнется образовательный эксперимент: четвероклассники девятнадцати российских регионов будут изучать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Однако ведущие светские ученые отказались от работы над новым государственным учебником, заявив о попытке ввести в школы религиозную пропаганду, сообщает The New Times.

Минобрнауки заверяло общественность в том, что новый курс будет носить абсолютно светский, культурологический характер и преподавать его будут обычные учителя. Однако дело, по мнению ученых, обстоит иначе.

По словам замдиректора Института философии РАН по научной работе Андрея Смирнова, вместо введения в культуру получились «миссионерские тексты, нацеленные на индоктринацию детей».

Сам курс делится на шесть частей, в которых школьникам рассказывают о четырех наиболее распространенных в России религиях (православии, исламе, буддизме и иудаизме). В нем есть также две светские части: история религиозных культур и светская этика.

Родители предлагают выбрать один раздел, по которому их ребенок будет заниматься последнюю четверть 4-го класса и первую четверть 5-го.

Однако создание трех религиозных пособий (кроме текста об исламе, его готовит педагог Диляра Латышина), поручили не ученым-религоведам, а представителям конфессий. Так, православный раздел подготовил протодиакон Андрей Кураев, буддийский – Бабу-Лама, а иудаистский – помощник Берл Лазара Андрей Глоцер.

Недоумение ученых вызывает рассказ Андрея Кураева о мальчике Ване, который спас котенка от собак. Как объясняет ребенок в пособии, ему не было страшно потому, что с ним был Бог.

«Причем здесь культура? – удивляется Смирнов. – Когда стало понятно, что готовится введение в «Закон Божий» и указание идет с самого верха, я покинул рабочую группу».

Отказался от сотрудничества и специалист из МГУ Александр Разин, который должен был участвовать в создании светского раздела учебника. Он попытался рассказать детям основные этические учения (Аристотеля, Канта, утилитаристов) – ведь в начале каждого религиозного модуля излагаются священные книги. А вот философы – не понадобились. Издательство заявило, что это слишком сложно и предложило работать на основе русского фольклора.

Вслед за москвичами от сотрудничества отказался ученый из СПбГУ Вадим Перов.

«Попросили исключить и пассаж о том, что для религиозной этики главная ценность – это Бог, а для светской – человек, на том основании, что такие слова не понравятся священнослужителям», – рассказал Перов.

Как указали ученому, нельзя писать о множественности культур, т.к. «дети поймут, что и мораль может быть разная».

Единственной «нескандальной» частью курса пока остается история религиозных культур, которую пишут сотрудники Института всеобщей истории РАН. Первый проректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Алексей Рытов не сомневается, что в заявленный срок учебник будет готов, а редакторы «Просвещения» уберут из книги религиозную пропаганду.

Но он сомневается, что преподаватели, в большинстве своем воспитанные в духе атеизма, будут с интересом читать религиозный курс.

«Преподавание нового предмета может вылиться в то же, во что превратилось преподавание москвоведения или мировой художественной культуры», – считает ученый.

Могут не оправдаться и надежды РПЦ на обучение школьников «основам православной культуры». В экспериментальных районах родители делают выбор для своих детей вовсе не в пользу ОПК. Так, в Каменске-Уральском Свердловской области светскую этику предпочли изучать 93% школьников.

После такой неудачи с мэром города общался архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и родителям детей вновь предложили обдумать свой выбор.

Урок 1 «Бог» (из учебника Андрея Кураева)

Множество детских рук гладили котенка, которого Ваня только что на глазах у всех спас от cобаки:

– А тебе не страшно было?

– Поначалу было... (...) А потом я кое-что вспомнил...

– Вспомнил? что? о чем? кого? – наперебой загалдели друзья.

– Вспомнил, что с Богом бояться не надо.

Ребята в недоумении замолчали. Быстрее всех на новое слово среагировала Леночка:

– Бог – это кто? Дяденька в черном платье и с бородой? Я его по телевизору видела! Но тут его не было!

Все засмеялись, включая Ваню. Но затем он стал серь­езным:

– В черном платье и с бородой это, наверное, священник. Это человек, который служит Богу. А Бог... (...)

Ну не смогу я этого описать. Просто когда я вспоминаю о Боге, мне бывает хорошо. Ну, как бывает, когда вместе с отцом что-то мастеришь. Или когда мама обнимает. Но маму-то я вижу. А Бога я не вижу. А все равно что-то чувствую...

Из школы вышел учитель физики. Ребята бросились к нему с вопросом: «Что такое Бог?!»

Учитель ответил по-ученому:

– Под словом «Бог» понимается Разум, который создал весь наш мир и человеческий род. Миру он дал физические законы, а человеку – нравственные. Камни просто подчиняются законам природы. Им для этого свобода не нужна. А чтобы исполнять законы нравственные, Творец дал человеку еще и свободу. Но свободный несмышленыш может быть опасен.

Поэтому раз есть свобода, то к ней полагается еще и разум. Однако голый разум без любви тоже опасен. Поэтому еще людям дана любовь. Ну а тот, кто дает такие дары, сам, конечно, ими обладает. Итак, Бог – это свободный Разум, который создал мир и любит свое творение. Тут подошла учительница русского языка и присоединилась к беседе:

– А я, по правде сказать, не знаю, есть Бог или нет. Но хорошо, что вам это интересно. А Ваня молодец. Человек, верящий в Бога, очень часто именно благодаря своей вере совершает светлые, добрые и отважные поступки. И если он верит в любовь и в любящего Бога, то это придает ему силу, и он сам становится добрее. Я знаю, что вера в Бога всегда вдохновляла людей на создание прекрасного: храмов, икон, картин, стихов, музыки... И еще все, что связано с именем Бога, даже на письме оформляется особым образом! Загляните в нашу «Копилку знаний». Заодно узнаете о происхождении слова «Бог».

Москва, Ольга Ветрова

© 2010, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Москва, Пермь, Северо-Запад, Челябинск, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Культура, Общество, Россия,