Деньги на светлое будущее Стратегия как инструмент выбивания бюджетных средств
Многочисленные стратегии развития отраслей отечественной промышленности и отдельных российских корпораций представляют из себя обоснование для выбивания огромных бюджетных средств. Как говорится в очередном обзоре компании «Неокон», который разместил в своем блоге президент компании, известный экономист Михаил Хазин, в основе всех этих стратегий лежит твердая уверенность, что «все будет хорошо» – конечно, не сейчас (с этим злополучным «сейчас» у российских властей всегда были большие проблемы), но уж точно к 2015 или к 2020, а на крайний случай – к 2030 году.
«Но, чтобы стало хорошо, нужны деньги – очень много денег или, как сейчас модно говорить, инвестиций. Любовь к термину «инвестиции» понятна – его употребление создает иллюзию, что мы тратим деньги не просто так, а вкладываем их в будущее развитие. Собственно говоря, все написанные стратегии являются обоснованием выделения огромного количества средств – и тогда нас неминуемо ждет светлое будущее», – отмечают эксперты «Неокона».
В то же время они обращают внимание, что «в эту красивую сказку принципиально отказывается верить лишь Министерство финансов».
«По долгу службы оно занимается распределением бюджетных средств и не понимает, почему должно выделять огромные деньги из худеющего бюджета на инициативы с, мягко говоря, весьма сомнительными перспективами реализации. Поэтому чиновники Минфина очень настороженно относятся к любым долгосрочным стратегиям, призывая либо приблизить их к реальности (в части требуемых инвестиций), либо искать необходимые средства самостоятельно», – говорится в обзоре.
При этом эксперты отмечают, что «Минфин, а в особенности его глава А. Кудрин, прекрасно понимает, что кризис вовсе не закончился. Вторичный спрос продолжает сжиматься – достаточно взглянуть на удручающую динамику продаж автомобилей в 2010 году (-34% к аналогичному периоду за первые два месяца текущего года). Поскольку снижение вторичного спроса продолжается, постольку рост рынка, который в том или ином виде закладывается во все стратегии, откладывается на весьма неопределенный срок.
Таким образом, средства, выделенные на тот же автопром, в среднесрочной перспективе будут направлены не на развитие – они главным образом пойдут на выплату долгов и покрытие убытков от текущей деятельности. Чем больше денег будет выделяться, тем быстрее они будут исчезать – как в черной дыре, которую вот уже 20 лет напоминает злополучный «АвтоВАЗ». – констатируют эксперты.
По их оценке, деньги можно было бы потратить с большей пользой, но для начала «надо честно признать, что перед предприятиями многих отраслей стоит задача не развития, а выживания».
«Признав это, можно отбросить надежду на быстрое восстановление спроса и приступить к сокращению затрат и оптимизации их деятельности. В этом случае государственные деньги должны выделяться под конкретные цели, критерии достижения которых четко определены. За реализацию каждой цели должен отвечать один человек», – считают эксперты «Неокона».
В противном случае, по их оценке, все закрутится по старому и привычному порочному кругу: деньги выделяются, тратятся, потом подробно объясняется, почему ничего сделать не получилось, и выдвигается просьба о выделении дополнительных средств.
«Такая схема могла работать и работала в докризисные годы, когда нефтяных доходов и доходов от растущих пузырей хватало, чтобы покрывать практически любые ошибки. Но этот благополучный период закончился, и сейчас российскую экономику уже не спасают даже высокие цены на нефть – они лишь поддерживают саму нефтяную промышленность», – констатируют эксперты.
При этом они обращают внимание, что практически во всех остальных отраслях спрос падает, и конца этому процессу не видно. Чтобы осознать эту простую истину, властям может потребоваться время. Вот только его с каждым днем остается все меньше и меньше…
Москва, Андрей Романов
© 2010, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».