«Если еду в метро – смотрю по сторонам, нет ли чего подозрительного»
Первыми, кто оказал помощь пострадавшим во время теракта на станции метро «Парк культуры» оказались сотрудники 8 отдела милиции центра охраны объектов высших органов государственной власти. Сегодня на пресс-конференции они рассказали журналистам, как это было.
«Была паника. Было очень страшно. Мы как сотрудники милиции были обязаны что-то сделать. Действовали по инструкциям», – рассказывает старший сержант милиции Владимир Леонович.
«Действовали по инструкциям» – была самая часто произносимая фраза на этой пресс-конференции. Милиционеры не лучшие ораторы.
Наряд сотрудников ЦООВОГВ в то утро после инструктажа выдвинулся из дежурной части на объект в районе метро Кропоткинская. О взрыве, прогремевшем на Лубянке, не знали. Спустились в метро. Оказалось, что поезда по Сокольнической линии не ходят. Хотели было подняться наверх, но тут в десяти метрах от милиционеров прогремел взрыв.
«Сначала никто не понял, что это теракт, думали неполадка в метро. Но возгласы людские, крики о помощи, это подсказало, что теракт. Первым понял Учайкин. Он устремился к вагону. За ним мы все», – вспоминает капитан Алексей Бушлаков.
«В вагоне люди разные были, – рассказывает старший сержант Сергей Учайкин. – Ну, такие, которые едут утром на работу. Вагоны были очень полные. В основном взрыв взяли на себя люди, которые стояли возле дверей. Главное у нас было то, чтобы не было угрозы второго взрыва. Вывели людей, сделали, что от нас зависит. Выполняли долг».
Милиционеры организовали эвакуацию, первыми сообщили о случившемся и вызвали медиков, оказывали посильную медицинскую помощь на месте.
«Действовали исходя из долга. Долга гражданина России, наверное. Эвакуировали людей.
Эвакуация затруднялась тем, что турникеты были только на вход. Это затрудняло эвакуацию раненых, проход МЧС. Главное было предотвратить панику потому, что люди были в шоке», – говорит старший лейтенант Алик Короев.
Помимо турникетов была еще одна проблема – не работала связь. Колонна экстренного вызова, которая стоит в холле станции не функционировала. Сотовыми телефонами не пользовались – боялись, что звонок может сдетонировать еще одно взрывное устройство.
«Мне самой, конечно было страшно, – вспоминает единственная женщина в наряде, сержант милиции Ольга Копейкина. – Вначале на секунду растерялись. Потом спустилась, стала помогать раненым выходить. Люди сами помогали раненых выносить. Было много детей. Помню, женщина раненая вела ребенка. На ней множество ранений было – видимо собой ребенка прикрыла. Были иностранцы. Я видела мужчину, у которого были оторваны пальцы. Было много зевак, их приходилось выводить».
Среди зевак попадались такие, кто не хотел уходить, снимая трагедию на камеры мобильных телефонов. Таких приходилось «просить» покинуть станцию – вероятность второго взрыва не исключали.
Для перевязки раненых не было перевязочных средств. Между тем у людей были множественные осколочные ранения, у многих серьезные. Тогда два милиционера отправились на поверхность – останавливали все проезжающие машины скорой помощи и направляли их к месту трагедии.
Саму террористку-смертницу милиционерам рассмотреть не удалось.
«Останки террористки-смертницы, не могу сказать, что видел. Останки нескольких человек там были. Кто из них кто – разве разберешь. Я же не мог без перчаток, без спецсредств там копаться – это дело спецслужб», – объясняет старший сержант Сергей Учайкин.
После того, как раненых эвакуировали, а на место трагедии прибыли все службы, наряд ЦООВОГВ отправился на свой объект и еще сутки нес службу. Но и на следующий день, когда милиционеры возвращались домой после вахты, в метро они чувствовали себя не очень уютно.
«Страшно было когда зашли, мурашки по коже бегали. Люди оглядывались подозрительно. Но куда денешься, ехать же нужно. Но и сейчас я, если еду в метро, посматриваю по сторонам и смотрю нет ли чего подозрительного», – рассказывает Ольга Копейкина.
Сами милиционеры считают, что россиянам следует быть более бдительными – слишком быстро мы забываем о произошедших трагедиях.
«Народ не думает об этом, теряется бдительность. А они пользуются моментом и все это происходит», – считает Сергей Учайкин.
Москва, Виталий Акимов
© 2010, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».