AMP18+

Москва

/

Пол Кругман: Кризис начался из-за финансового мародерства Нобелевский лауреат о скандале вокруг Goldman Sachs

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман (Paul Krugman) считает, что причиной нынешнего глобального экономического кризиса стало финансовое мародерство. Такое мнение авторитетный эксперт высказал в своей авторской колонке в американской газете The New York Times, комментируя скандал вокруг обвинений в мошенничестве крупного инвестиционного банка Goldman Sachs.

«В октябре прошлого года мне попался на глаза комикс Майка Петерса (Mike Peters): учитель просит придумать предложение с глаголом «разворовывает» («sacks») в смысле мародерства и грабежа. Ученик отвечает: Goldman Sachs», – пишет Пол Кругман (перевод BFM.RU)

Он считает, что на прошлой неделе Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) обвинила управляющих из Goldman Sachs фактически в «беловоротничковом» мародерстве.

«Я рассматриваю слово «мародерство» в том смысле, в котором его использовали экономисты Джордж Акерлоф (George Akerlof) и Пол Ромер (Paul Romer) в своей статье 1993 года, озаглавленной «Looting: The Economic Underworld of Bankruptcy for Profit» (можно перевести как «Мародерство: банкротство ради прибыли»). В этой статье, написанной после кризиса ссудо-сберегательной системы во времена Рейгана, утверждается, что многие убытки, понесенные тогда, были результатом умышленного мошенничества», – уточняет эксперт.

«Не получилось ли так же и в нынешней ситуации?», – задается вопросом Кругман.

«Обсуждая роль мошенничества в развитии кризиса, говорят в основном о двух формах обмана – о хищническом кредитовании и искажении информации о рисках. Да, некоторых заемщиков вовлекли в сложные, дорогие и непонятные им кредитные контракты, чему способствовали и федеральные регуляторы при Буше, которые не пресекали злоупотребления в кредитовании и не позволяли штатам принимать меры самостоятельно. Кредиторы, выдававшие субстандартную ипотеку (subprime), по большей части не держали ее в своем портфеле. Вместо этого они продавали кредиты инвесторам, в некоторых случаях понимая, что риск будущих убытков больше, чем себе представляют покупатели этих ссуд (или обеспеченных ими бумаг)», – отмечает эксперт.

«Теперь мы, продолжает он, – слышим обвинения в мошенничестве другого, уже третьего, типа».

Кругман отмечает, что некоторое время назад стало известно, что Goldman Sachs и другие компании продавали ценные бумаги, обеспеченные ипотечными кредитами, в то же время, играя на их понижение с расчетом заработать прибыль.

«Такая практика, достойная порицания, тем не менее, не является нелегальной. Но теперь SEC выступает с обвинениями, что Goldman Sachs создавала и продавала инструменты, которые заведомо должны были обвалиться, чтобы важный клиент мог на этом заработать. Такое поведение я называю мародерством», – пишет он.

Кругман обращает внимание, что Goldman Sachs не единственная финансовая компания, которую обвиняют в подобных злоупотреблениях. По данным портала ProPublica, удостоенного Пулитцеровской премией, несколько банков помогали создавать заведомо убыточные инструменты от лица хедж-фонда Magnetar, который играл на их падение.

По мнению эксперта, кризис вызвало не хищническое кредитование и не продажа ипотечных кредитов, хотя эти проблемы определенно усугубили ситуацию, провоцируя разрастание пузыря недвижимости и массы активов, которые при его обрушении гарантированно превратятся в «токсичный» мусор.

«Что касается создания заведомо провальных инвестиционных инструментов, они могли увеличить убытки банков, которые оказались проигравшей стороной в таких сделках. Эти потери еще более обострили финансовый кризис, из-за которого обрушение пузыря на рынке превратилось в катастрофу в масштабах целой экономики», – пишет Кругман.

«Очевидный вопрос состоит в том, могла ли финансовая реформа, подобная той, которая рассматривается сегодня, полностью или хотя бы частично предотвратить мошенничество, которое, как теперь выясняется, процветало в последнее десятилетие. Ответ – да», констатирует нобелевский лауреат.

По его мнению, во-первых, наличие независимого бюро защиты прав потребителей позволило бы сдерживать механизмы хищнического кредитования. Другое предлагаемое нововведение из сенатского законопроекта, требование о том, чтобы кредиторы удерживали 5% от суммы предоставленных ссуд, ограничило бы практику выдачи плохих кредитов и продажи их ничего не подозревающим инвесторам.

Как считает Кругман, главная мораль, которую следует вынести из обвинений в адрес Goldman Sachs, касается не условий реформы, а неотложной необходимости изменений на Уолл-стрит. «Если послушать лоббистов-финансистов и примкнувших к ним политиков-республиканцев, получается, что все будет отлично, если федеральное правительство пообещает больше не оказывать компаниям финансовой помощи. Но это абсолютно неверно, и не только потому, что такие обещания неправдоподобны», – отмечает эксперт.

«Дело в том, что значительная часть финансовой отрасли превратилась в мошенничество, игру, в которой группа людей получает щедрое вознаграждение, вводя в заблуждение и эксплуатируя потребителей и инвесторов. И если мы не ограничим бум в этой сфере, мошенничество будет продолжаться», – заключает нобелевский лауреат.

Ссылки по теме:

Скандал вокруг Goldman Sachs уронил мировые цены на нефть >>>

На русских биржах резкий обвал котировок Аналитики говорят о возможном начале второй волны кризиса >>>

Нью-Йорк, Анастасия Смирнова

© 2010, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, В мире, Конфликт на Украине, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,