Авария на шахте в Кузбассе – результат государственной политики. Так считает председатель Российского комитета профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук. По его версии, подобные трагедии будут продолжаться и дальше.
«Я буду предельно откровенен. Смею утверждать, что во многом в произошедшем вина правительства РФ. Это касается не только шахт, не только горной, но и многих других видов промышленности. К сожалению, развалена фундаментальная наука по многим отраслям», – говорит Мохначук.
В советское время в стране работал институт горного дела, где трудились 3 тысячи ученых. По словам председателя профсоюза шахтеров, это был один из лучших горных институт в мире, который изучал геофизику пластов – именно то, чего сейчас не хватает для обеспечения безопасности шахт. В 90-х все шахты приватизировали, чиновники решили, что если собственникам нужны исследования – пусть они за них и платят. В результате сегодня институт влачит жалкое существование, а федеральную власть сейчас больше интересует земля, на которой институт располагается и то, как ее повыгоднее использовать.
«Если нет науки, нет геофизики – взрывы будут происходить дальше», – предрекает Иван Мохначук.
Во времена СССР, если шахта давала 500 тысяч тонн угля в год – начальник получал звание герой труда. Сейчас на современном оборудовании шахтеры дают по 3,4,5 миллионов тонн в год. Это требует совсем другого подхода к делу – шахты просто не рассчитаны на повышенное выделение метана.
«Все шахты спроектированы и построены в советское время. Они не соответствуют современным требованиям, не обеспечивается проветривание в должном объеме. Должны быть ограничения: если шахта не соответствует требованиям по добыче, например, 5 тысяч тонн в сутки – больше добывать нельзя. Хочешь добывать больше – увеличивай сечение, обеспечивай проветривание», – говорит шахтер.
Но частные собственники экономят на всем и в первую очередь на безопасности.
«На многих шахтах заместитель директора по производству является также замом по безопасности, – рассказывает Иван Мохначук. – Деньги платят за уголь – понятно, где безопасность. Метан – самый коварный газ. Взрывоопасный, без цвета, запаха. Поэтому на шахтах, где добываются коксующие угли, очень вероятны взрывы. Безопасностью нужно заниматься, но она стоит денег. Жигули машина самая дешевая, но и самая опасная. Иномарка дороже, но безопаснее».
В западных странах за первичное нарушение норм безопасности директору шахты приходится раскошеливаться на 250 тысяч долларов как минимум. В России аналогичный штраф составляет 5 тысяч рублей – практически ничто для человека зарабатывающего десятки тысяч долларов. Но нынешняя российская власть делает вид, что не понимает существующего положения вещей. Или правда не понимает.
«Горное дело это не наука, это искусство. Я спросил у одного министра: «Вы знаете, что уголь бывает не только черный?». Пауза. «А какой еще?». О чем говорить с министром? В министерстве энергетики нет ни одного министра, кроме Яновского, который бы разбирается в угле», – говорит Иван Мохначук.
Москва, Виталий Акимов
Москва. Другие новости 12.05.10
Дымовский готовит всероссийскую акцию протеста. / Шахтеры: «Когда пишут, что в шахте перед взрывом курили, это откровенно злит». / Россия и Турция отменят визы. Читать дальше
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2010, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».