«Кавалерийская атака» на Украину, которую предпринял президент России Медведев, в сочетании с успешной «бесцветной» цветной революцией в Киргизии, показавшей, что Москва уже овладела соответствующими технологиями (на очереди – Грузия и Украина), породили на Западе разговоры об изменении российской политики на постсоветском пространстве. Как полагает известный политолог, директор российских и азиатских программ Института безопасности США Николай Злобин, Россия готова вновь попытаться взять на себя роль ведущей державы.
Он обращает внимание, что единства оценок нет. «Часть местного истеблишмента считает, что все это есть реализация старого плана Владимира Путина, который и стоит за нынешней активностью российского президента», – пишет эксперт в блоге в ходе дискуссии на slon.ru.
«Другие полагают, – продолжает Злобин, – это результат того, что после августовской войны 2008 года Медведев стал рассматривать постсоветское пространство как угрозу. Путин, считают сторонники такой позиции, будучи президентом, говорил о внешней политике России в СНГ очень жестко, зачастую в терминах холодной войны, однако на деле она была беспомощной, мягкой, реактивной. Медведев, с другой стороны, выступает на внешнеполитические темы политкорректно, мягко и дружелюбно, однако на деле проводит крайне агрессивную и жесткую политику на постсоветском пространстве. Это его «южноосетинский синдром».
В то же время, как отмечает эксперт, третья часть западной элиты уверена, что это результат прихода к власти Барака Обамы, который включил Россию в список стран, с которыми в силу ряда причин хотел бы улучшить отношения. Но убрал из списка другие страны СНГ, в первую очередь Украину и Грузию, что и дало возможность России развернуться в регионе. Активность Москвы есть всего-навсего результат изменений в Вашингтоне.
По мнению Злобина, если оставить в стороне спор о причинах, нельзя не признать, что Москва в последние два года резко активизировалась на постсоветском пространстве, стала проводить более жесткую политику. Похоже, что Россия готова вновь попытаться взять там на себя роль ведущей державы. То есть роль, которую на нее возлагали сразу после распада СССР. Для ее формализации и было с подачи Джорджа Буша-старшего создано СНГ.
Но тогда Россия не справилась, констатирует Злобин. Ей не удалось стать для постсоветских стран локомотивом экономического развития. Не удалось стать их лидером в области демократии и политической эволюции. На постсоветском пространстве возобладали центробежные силы, появились большие игроки извне, в том числе США, ЕС, Китай, арабский мир, которые, однако, так и не сформулировали свои стратегические интересы в регионе.
Не вдаваясь для лаконичности в аргументацию, хотел бы высказать ряд тезисов, связанных с ситуацией на постсоветском пространстве.
Первое, как отмечает эксперт, распад СССР еще не закончился.
«Мы находимся в процессе. Наивно полагать, что империя рухнула в один день. Империи распадаются долго и мучительно. Особенно если они состояли из соседствующих территорий и перемешанного по множеству критериев населения. Когда несколько лет назад я впервые высказал этот тезис, он был воспринят с большим скептицизмом. Сегодня его подтверждает сама жизнь», – полагает он.
Не менее наивно полагать, продолжает Злобин, – что распад произошел в соответствии с границами союзных республик и на этом дело закончилось. Многие из границ носят неестественный характер и не совпадают с границами историческими, этническими, культурными, религиозными, экономическими. Границы внутри СССР носили прикладной политический характер. Сегодня они часто выглядят нелогично, противоречат реальности. Они не могут стать долгосрочной основой новой политической географии Евразии. Существующие ныне на постсоветском пространстве границы неизбежно будут меняться.
По его оценке, перестройка экономического пространства бывшего СССР и поиск моделей национальных экономик не только противоречат глобальным экономическим тенденциям, но и стимулируют пересмотр политической географии и демографической картины региона. В экономическом плане Евразия – глубоко депрессивный регион, в центре которого расположена сама Россия.
Как результат, по оценке Злобина, постсоветское пространство является нестабильным регионом, с высокой степенью непредсказуемости и высокой долей политической импровизации. Здесь есть вероятность появления новых государств и распад или изменение территории ряда нынешних. У России тоже нет иммунитета от этого. Будут формироваться новые центры притяжения – экономические, этнические и так далее. Игроки извне используют постсоветские страны в своих интересах, не заботясь о развитии региона.
По его мнению, Евразии как целостности не существует. Такого региона нет ни в экономическом, ни в политическом, ни в военном плане. Это только географическое понятие. Тут расположены страны, которые всячески стремятся выйти за региональные рамки, прицепившись к кому-то из больших игроков, будь то НАТО, США, Китай, ЕС или Россия. Нынешняя Евразия – территория для лузеров в глобальном мире, – считает Злобин.
При этом он отмечает, что во главе практически всех постсоветских стран, включая Россию, стоят случайные политические группы, неспособные по-настоящему осознать или сформулировать стратегические национальные интересы своих стран. Нестабильность политической географии в регионе накладывается на групповые интересы, выдаваемые случайными элитами за национальные. Ни одна страна не избавилась от неприемлемого уровня экспромта в управлении, не создала стабильную и эффективную политическую систему, не встала на рельсы стратегического развития.
В то же время, по оценке эксперта, Евразия сильно зависит от качественных характеристик России. Силы, возможности и влияние России в мире зависят от уровня развития и стабильности Евразии. И наоборот: любые слабости становятся взаимными, любые конфликты – общерегиональными.
При этом Злобин задается вопросом, должна ли Россия способствовать укреплению Евразийского региона и расположенных там стран, помогать становлению их самостоятельности, силы и влияния, их экономическому прогрессу, что может противоречить ее собственным интересам и неизбежно уменьшит доминирование России в регионе? Или ей нужно использовать регион как плацдарм для собственного укрепления и развития, для продвижения своих национальных интересов, игнорируя в случае конфликта интересы расположенных там сегодня государств и ориентируясь на свои глобальные задачи?
Другими словами, какую из ролей Россия сегодня для себя предпочитает: регионального лидера на евразийском пространстве или самостоятельного глобального игрока?
В первом случае, по его оценке, Россия снова берет на себя ответственность за ситуацию в регионе, максимально вкладывается в него политически и экономически, ставит своей целью превращение Евразии в целостный регион, обладающий некоторым политическим и экономическим влиянием в мире.
«Главный минус: Россия идет на компромисс в области своих национальных интересов, становится полным заложником ситуации в Евразии, большого количества местных проблем и конфликтов. Ее роль в мире будет ограничена региональными задачами. В свое время Россия с этим не справилась. Нужно ли ей это сегодня?», – пишет Злобин.
Во втором случае, по его словам, Россия принимает на себя глобальные обязательства и не препятствует игрокам извне активно утверждаться в регионе.
«Главный минус: Россия теряет возможность стать монопольным лидером региона, пусть депрессивного и очень сложного. Вряд ли она приобретет статус глобального игрока первого ряда, оставаясь на мировом уровне страной второго порядка. То есть большим, амбициозным, но младшим партнером. Приемлемо ли это для политического менталитета российского общества?», – отмечает эксперт.
В этой ситуации президенту Медведеву нужно сделать выбор. «Опыт даже такой мощной державы, как США, показывает, что попытка достичь обеих целей не только стоит очень дорого в финансовом, психологическом и политическом смыслах, но и практически неосуществима. Как это ни парадоксально, но в глобальном мире одно практически исключает другое», – заключает Николай Злобин.
Москва, Анастасия Смирнова
Москва. Другие новости 26.05.10
Польша назвала виновников крушения самолета Леха Качиньского. Российские диссиденты призвали Варшаву не доверять расследованию Москвы. / Московский следователь вымогал взятку в 1,5 млн. долларов. / «Распадскую» восстановят за деньги налогоплательщиков?. Читать дальше
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2010, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».