AMP18+

Москва

/

Юргенс прав: русские не готовы жертвовать текущим уровнем жизни ради модернизации Продолжение дискуссии

На сайте «НР» продолжается дискуссия, начало которой положило заявление председателя правления Института современного развития (ИНСОР) Игоря Юргенса о том, что модернизации России мешают россияне.

Сегодня к обсуждению русского менталитета как главного тормоза на пути обновления российского общества подключился руководитель исследовательско – образовательного проекта «Школа экспертов» Максим Козырев. Он во многом согласен с выводами Юргенса: «Мы действительно все – и элита, и народ, живем за счет старого советского багажа, нас все устраивает, мы не готовы отказаться от части доходов во имя модернизации».

«Юргенс во многом прав: модернизации не происходит, в том числе и потому, что для нее не хватает активного деятельного числа агентов среди населения России. А также готовности серьёзно жертвовать своим текущим уровнем жизни ради накопления средств и вложения их в достаточное число модернизационных проектов», – говорит Максим Козырев.

И это касается всех слоёв российского населения, кого-то больше, кого-то меньше, а не каких-то противников модернизации. И в этом смысле «виноват», если точнее – «ответственен» весь российский народ, – кто-то больше, кто-то меньше.

«Мы действительно живём пока старым накопленным советским багажом, – продолжает эксперт. – Первое постсоветское десятилетие его делили – перераспределяли. Второе десятилетие перекрашивали внешнюю обложку на доставшихся в результате делёжки кусках советской индустриальной инфраструктуры, привлекали под неё средства – акции выпускали, капитализировали, кредиты брали.

Ну и доизнашивали одновременно, потребляли, редко вкладывая во что-то долгосрочное.

Доходы россиян связаны с тем или иным участием в этих процессах, из них не делался основательный вычет на то, чтобы сберечь, накопить, инвестировать в будущее.

Кризис ничего не изменил. Да, люди, в том числе бизнесмены, задумались, но поскольку не видят альтернатив, то возвращаются к той же модели экономического поведения, что и была».

«Когда ситуация изменится?», – задается вопросом эксперт. И сам же отвечает: когда «доедим» советскую инфраструктуру, и ремонты перестанут продлевать ей жизнь. Тогда придётся.

Максим Козырев считает, что названный Юргенсом 2025 год – вполне возможный срок.

«Я бы сказал не столь чётко, сказал бы 2020-2030 годы. 2025 год – как раз посередине. Я не исключаю того, что Юргенс, как один из руководителей РСПП, мог основываться на каких-то более детальных в этом вопросе исследованиях, чем те, что проводим мы в Объединении экономистов-управленцев «КУРС» («Корпоративное управление в России сегодня») и в Школе экспертов, и его более конкретная, чем моя, оценка по сроку является не интуитивной», – отметил Козырев.

Что касается упрека в «архаичности» русского народа, мы такие, какие мы есть, считает эксперт.

И вряд ли станем, захотим, сможем быть другими, пока есть возможность жить так, как живём. Можно называть нас при этом архаичными, можно не называть, это ничего не изменит.

«Мы не хотим (не на словах, а на деле) меняться в том числе и потому, что неясно – куда, даст ли это больше плюсов, чем минусов. Внешний спрос на продукты модернизированной деятельности российского народа отсутствует, а на его сырьевые продукты есть. Вот активные субъекты бизнеса и государства и заняты, в первую очередь, удовлетворением этого внешнего спроса», – отметил Козырев.

Юргенс архаичностью называет коллективистские установки населения.

Да, история и неустойчивые климатические условия воспитали у россиян (в отличие от европейцев) коллективизм. Архаичностью это называть некорректно, это просто подмена понятий, – продолжает Максим Козырев.

Приведёт ли рост рискованности и аварийности эксплуатации индустриальной инфраструктуры в предстоящие 15-20 лет к отказу от коллективизма и росту индивидуализма и предпринимательских способностей населения? Возможно.

«Но тогда такой индивидуализм приведёт скорее к индивидуальной же модернизации ещё более расслоившегося по уровню доходов населения и не понятно населения России ли, или уже ряда иных государств, находящихся на территории России», – говорит Козырев.

Он считает, что Юргенс правильно оценивает состояние человеческого капитала: «Большая часть находится в частичной деквалификации. – Учили не тому, не тем профессиям, устаревшим знаниям. Другая часть – общая деградация. Это тревожная тенденция. Происходит люмпенизация рабочих».

«Но как он при этом делает вывод, что «… к 2025 году русский народ станет совместим со среднеевропейским», что сейчас мол «народ не созрел», а через 15 лет созреет – понять совершенно невозможно», – резюмирует Максим Козырев.

Ссылки по теме:

Хотят ли русские модернизации?

Начало дискуссии >>>

Русские созреют для модернизации лишь к 2025 году

Нынешний человеческий материал очень плох. Но есть надежда на средний класс >>>

Москва, Арина Морокова, Ольга Ветрова

© 2010, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Москва, Пермь, Северо-Запад, Челябинск, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Юг России, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Спецпроекты,