Националист и неотроцкист Петр Милосердов: «От больших надежд к грандиозным разочарованиям» Новогодний спецпроект «Нулевые»
По просьбе редакции «НР» известные блогеры, политологи, политики выступили в новом для себя качестве – авторов учебника по современной истории. Каждый эксперт написал статью на тему «Итоги «нулевых» в России». Вот что из этого вышло.
Известный «неотроцкист», идеолог «умеренного национализма» Петр Милосердов:
ПОТЕРЯННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
Календарное время не всегда совпадает с историческим календарем. «Нулевые» в России начались в сентября 99-го года, со взрывов домов в Москве, обозначившими начало правления Путина. А закончились – в августе 2008 года, вместе с началом экономического кризиса. По сути наши, российские, «нулевые» – это 8,5 лет.
Начало «нулевых» – время огромных надежд. Конец «нулевых» – время огромных разочарований.
Путин начал в 99-м году, на старте получив огромный кредит доверия. У нас были надежды жить в государстве, которое тебя уважает, обеспечит тебе безопасность и будущее. В государстве, где можно заниматься любимым делом и зарабатывать им на жизнь. Надежды связывали с Путиным, он был по сути центральной фигурой «нулевых». Вообще наши «нулевые» – это годы Путина.
Итак, российской элите были даны большие шансы изменить жизнь народа к лучшему. В конце «нулевых», в период экономического кризиса 2008-го года, мы поняли, что практически все возложенные на нее надежды – не оправдались.
От больших надежд – к большим разочарованиям. Вот она, история наших «нулевых» сформулированная коротко.
ПОКОЛЕНИЕ «НУЛЕВЫХ»
Взросление человека в социальном смысле происходит с 13 до 18 лет. Если мы берем начало «нулевых», 99-й год, и вычитаем 13 лет, то получаем 86-ой год. Берем конец «нулевых» и тоже вычитаем 13 лет, получаем 95-й.
Итак, это люди с 86-го по 95-й год рождения, сегодня это либо старшеклассники, либо студенты, либо люди, только что закончившие ВУЗы.
Готов судить только по собственным наблюдениям: люди в значительной степени социально инфантильные, без особых амбиций, желания реализовываться в своей профессии. Это люди, которые жили в эпоху больших надежд их родителей, и эти надежды многих оттолкнули от реального действия.
Известно, что когда ты на кого-то надеешься, чего-то ждешь (в данном случае все ждали от Путина) самому можно особых усилий не прилагать.
Тут есть серьезное отличие от предыдущего поколения, росшего, когда никто ничего не ждал, – ни от Ельцина, ни от государства, и все надеялись только на себя. То поколение вышло очень цепким и бойким.
Поколение «нулевых» будет очень ослабленным. Я пока особых надежд на него не питаю. Но, кто знает, может быть, впереди у этих людей серьезная школа, и она сделает их другими?
Вообще, сейчас понятие «поколение» – это 8-10 лет, а не 25, как раньше. Прошел этот срок и все: уже совсем другие люди приходят на смену. Это связано с развитием информационных технологией, быстрой сменой социальных формаций.
Поэтому те, кто участвовал в беспорядках на Манежной площади в Москве, – а им всего 14-15 лет – уже не попадают под «нулевые». Это люди, которые формируются только сейчас, растут в новую, «постнулевую» эпоху. Вполне возможно, это будет совсем другое поколение. Впрочем, судить об этом пока рано, надо подождать пару лет.
Они в чем-то близки моему поколению, детей 80-х. Помню, что когда я учился в школе, у нас была довольно политизированная молодежь, мы участвовали в массовых драках, еще советских – район на район. Мы были активными ребятами.
… Мы живем в очень интересую эпоху. Мы сейчас видим в активной жизни, как минимум, четыре поколения – поколение 14-летних, «нулевых», мое поколение – 80-90-х и поколение, условно говоря, моих старших братьев, которое на 10-15 лет старше. Таким образом, сегодня в одно время и в одном месте активно действуют четыре разных поколения молодых людей с разными мировоззрениями и системой ценностей.
Впрочем, это тема уже не для учебника истории, тут есть простор для мысли социологов и психологов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Думаю, необходимо послесловие, посвященное уже наступившей, «постнулевой» эпохе. Сегодня мы пришли к тому, что наиболее решительные люди начнут писать историю с чистого листа – без надежд на идеологии, лидеров, надеясь, на себя, на плечо товарища, на свои личные навыки.
Что мы видим сегодня? Политические вожди оказываются абсолютно деноминированы, несообразны массам. Их никто не слушает, и все действуют, хотя и довольно слаженно, но – сами по себе.
Каждый сам для себя является политической партией, вождем, ЦК, контрольно-ревизионной комиссией и всем остальным вместе взятым. Т.е. целой политической партией из одного человека, которая взаимодействует с другой такой же партией – тоже из одного человека. А то и еще с десятком или тысячей подобных партий.
У людей в каждой из этих микропартий – законченная идеология. Пускай она проста, иногда до примитива, например: «Россия для русских», «Бей богатых» или «Надо зарабатывать деньги», – а какой еще может быть идеология партии, состоящей из одного человека? Тем более, человек этот сейчас плохо обучен и имеет микроскопический интеллектуальный багаж. Но ему и этого вполне достаточно.
То, что мы наблюдаем – молодежные бунты – это бунты тысячи микропартий. У каждого в голове своя примитивная идеология. Они берутся за руки и начинают действовать вместе. Но, скажем, предположить, что партии будут подчиняться другому какому-то вождю, нельзя. Для них нет никаких авторитетов.
© 2010, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».