За время заключения Ходорковский из посредственного автора превратился в мощного литератора Акунин, Улицкая и Парфенов оценили первую книгу МБХ
Самый знаменитый зэк России Михаил Ходорковский за время своего заключения превратился в «мощного» литератора и полемиста. Об этом сегодня говорили на презентации его первой книги «Статьи. Диалоги. Интервью». Соавторами выступили такие маститые писатели как Людмила Улицкая и Борис Акунин. Предисловие написал журналист Леонид Парфенов.
На входе в пресс-центр Ходорковского неожиданно оказался контроль (хотя по телефону звали всех и без аккредитации). Пропускали только журналистов с удостоверениями – в маленьком зале оказалось слишком мало мест. Между тем прорваться на презентацию пытались и люди, далекие от СМИ и не имеющие отношения к «делу «Юкоса», – в основном дамы преклонных и средних лет. Они хотели заявить о своей позиции: «Хватит, пора его выпускать». Корреспондент «НР» отметил, что даже при всем желании заподозрить этих замерзших женщин в каких-то корыстных мотивах было сложно. Просто им нравится МБХ.
Позже уже во время пресс-конференции этот факт прокомментирует Борис Акунин: «Если провести общероссийский НЕЗАВИСИМЫЙ опрос по поводу виновности/невиновности Ходорковского, то большинство граждан скажет: «Да отпустите вы его, наконец!». Сейчас у людей именно такое настроение преобладает». Русские в массе своей не кровожадны.
Как рассказали соавторы книги, сборник появился в продаже в те дни, когда судья Данилкин зачитывал приговор. Адвокат бывшего руководителя компании «ЮКОС» Вадим Клювгант отметил, что для МБХ было очень важно, что книга вышла: «Он улыбался, несмотря на ужасный приговор, благодарил».
Автором идеи выпуска сборника оказался Борис Акунин. Людмила Улицкая с улыбкой вспомнила, что за право публикации боролись сразу несколько крупных столичных издательств. Книга вышла тиражом 20 тысяч экземпляров, и тут оказалось, что не все магазины готовы взять ее на продажу. Однако несмотря на сложности на сегодняшний день продана почти треть тиража – 6 тысяч экземпляров. Книгу Ходорковского можно купить в обеих столицах и крупных городах России.
Комментируя свой вклад в сборник, Борис Акунин отметил, что следующую книжку Ходорковский должен написать сам.
– Я не был знакомом с Михаилом Борисовичем до его ареста. Ну знал, конечно, про него. Думал, что такой, обычный «нувориш». Когда начал общаться, мнение изменилось.
Как профессиональный литератор, я постоянно нахожусь в сумеречной зоне, разбираюсь в оттенках серого. Мне интересны ситуации, когда злодей прав, а герой – нет. И постепенно я начал запутываться, терять координаты. И тут история МБХ, которая черно-белая от начала до конца. Она помогла мне восстановить простые нравственные ориентиры. В этом историческом деле есть все, что требуется в романе: образец достойного поведения и образец гадкого поведения. И со временем все отчетливей становится видно, где герои, где злодеи. Это видно в зале суда, достаточно посмотреть на лица Лебедева и Ходорковского и на лица «тех».
В ходе процесса также видно, как МБХ превращается в серьезного автора со своим стилем. Когда мы начинали переписываться, я просил его пояснять некоторые места, потому что мысль была изложена неясно. Сейчас его тексты выровнялись, стали мощными, точными. И при этом не грешат излишним пафосом. А последнее выступление Ходорковского перед вынесением приговора войдет в учебники истории и хрестоматии.
Мне бы очень хотелось, чтобы следующую книгу Ходорковский написал сам и чтобы это была история его жизни.
Писательница Людмила Улицкая начала свое выступление о работе над сборником с признания: «Ходорковский – не мой герой».
– Мы не стоим на общих позициях. Достаточно сказать, что он – государственник, а я – нет. В конфликте между государством и личностью, я всегда на стороне личности. Но Ходорковский сумел объяснить мне нечто такое, чего я не знала.
Я полагала, что у нас очень сильное государство, сильная власть. Ходорковский считал, что она слаба. Выяснилось, что я путала репрессивные возможности с силой. Благодаря МБХ я почувствовала разницу. Концепция Ходорковского по поводу устройства России перестала быть столь неприемлемой для меня, как в начале нашего общения.
И я тоже соглашусь: сейчас это совершенно другой человек. Глубина и масштаб личности несравнимо больше.
О возросшем литературном мастерстве Ходорковского высказался и журналист Леонид Парфенов. Его попросили написать предисловие к книге именно в духе «Намедни», ведь история двухтысячных немыслима без дела «Юкоса».
– Когда премьер говорит: «Вор должен сидеть в тюрьме», возникает вопрос: «Сидеть ВСЕГДА?»… Именно по делу «Юкоса» потомки будут судить о нашем времени. И именно выход Ходорковского на свободу будет означать смену одной исторической эпохи на другую.
Что касается книги, то, безусловно, прежде всего, весу ей добавляет тот факт, что автор сидит за решеткой. Вспоминается Чернышевский и его роман «Что делать».
Сам Ходорковский пишет все лучше и лучше. Если он начинал, как деловой журналист с четвертой полосы «Ведомостей», то сейчас он превратился в серьезного самостоятельного автора.
Все гонорары авторов от издания книги и прибыль от продаж будет направлена в лицей-интернат «Подмосковный». Директор этого лицея Евгений Травин, также присутствовавший на презентации, отметил, что старшеклассники книгу Ходорковского уже прочитали.
«Сейчас они постоянно приводят в разговоре его цитату: «Я не идеальный человек, но я человек идеи!», – рассказал Травин.
Москва, Арина Морокова
© 2011, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».