AMP18+

Москва

/

Левые будут строить КПРФ 2.0 Старая компартия мертва

России нужна новая политическая сила, способная отвечать вызовам времени и разговаривать с народом на площади. Представители различных политических организаций констатировали смерть КПРФ и глубокий кризис левого движения в целом. На собрании «красных», посвященном «Перспективам левого движения России в преддверии очередных парламентских и президентских выборов», побывал корреспондент «НР».

КОМУНИСТЫ ВСЕЙ РОССИИ – ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!

Для серьезного разговора есть два повода, сообщил ведущий круглого стола руководитель Лаборатории политических и социальных технологий Алексей Неживой. Во-первых, Россия после «сытых годов» вступила в период кризиса как экономического, так и социального, политического.

«Найти пути выхода из него власть не может, – заявил политтехнолог. – Мы живем во время перемен. Оно подходит, оно началось сейчас».

Второй повод для дискуссии – события связанные с главной левой структурой страны. С обсуждения КПРФ и начали.

Левое движение уже давно в кризисе – с начала 2000-х годов, сообщил первый секретарь ЦК Общероссийской общественной организации «Коммунисты России» Константин Жуков. И виновата в этом именно главная компартия страны. КПРФ отошла от марксистско-ленинских принципов и от фундаментального принципа демократического централизма.

«В 90-е годы это была партия с демократическими принципами. Можно было иметь свое мнение, высказывать и отстаивать его. И оно учитывалось начальством. Сейчас это холдинг, который обслуживает интересы узкой верхушки – занять кабинеты, получить посты и привилегии. Партия работает на экономические и карьерные интересы руководства. А всякий кто против – немедленно изгоняется», – говорит Жуков.

Открытую форму болезнь КПРФ приобрела в 2004 году. С тех пор центральное руководство разогнало Московский, Петербургский и еще целый ряд региональных партийных органов. Сейчас в партии идет зачистка низов.

«Люди хотят играть какую-то роль, избираться и сами же свои войска выкашивают», – недоумевает коммунист.

КПРФ, скорее всего, излечить не удастся, считает он. Рассчитывать на чудо, что в партии «начнется жизнь вместо мертвечины», не стоит. Нужно создавать новую коммунистическую партию, основанную на марксистско-ленинских принципах и демократическом централизме. Организация «Коммунисты России» уже сделала соответствующее предложение всем игрокам на левом поле, в том числе и структурам КПРФ, призвала «преодолеть феодальную междоусобицу», сплотиться и объединиться в новую компартию.

КПРФ РАЗВАЛИВАЕТСЯ НА ЧАСТИ

«Руководство КПРФ взяло курс на выстраивание внутри партии своеобразной модели, отнюдь не демократической, напоминающей вертикально интегрированную компанию», – заявил кандидат в члены ЦК КПРФ, президент Фонда «Новая политическая система» Андрей Карелин.

Массовость акций падает. Количество покидающих партию (по разным причинам: кто по убеждениям, кто по смерти) превышает численность вступающих. Партия слабеет, руководство в страхе начинает «подтягивать вожжи».

«Чем авторитарнее действует руководство, – тем слабее организация, чем слабее организация, – тем авторитарнее руководство. КПРФ сейчас идет по этому пути», – утверждает Карелин.

В разогнанной парторганизации столицы зреет бунт. На совете секретарей первичных отделений Москвы решено провести легитимную партконференцию. Низы попытаются отменить решение верхушки. Аналогичные настроения и в регионах.

«Велика вероятность, что КПРФ может быть разделена на две части», – говорит Карелин.

Раскол, безусловно, на руку Кремлю, который давно пытается перекрыть левое поле своим социал-демократическим проектом.

«Коммунисты в низах высказываются за проведение чрезвычайного съезда КПРФ, смену руководства, обновление партии и так далее. Некоторые с этим не согласны. Многие считают, что власть все равно окажется на стороне властелинов бренда – Зюганова и компании», – рассказывает кандидат в члены ЦК КПРФ.

Судьба Зюганова предрешена, считает он. Если в 2011-м руководителя КПРФ и пустят в Госдуму, то это будет в последний раз. Но коммунистов волнует дело, а не личность руководителя.

«Главное сохранить массовую компартию, массовую структуру, – считает Андрей Карелин. – Я считаю, что на базе КПРФ, но, может быть, и на новой основе».

КОММУНИСТЫ ВРЕДЯТ КПРФ

В Египте тоже была какая-то оппозиция, что-то делала, обсуждала. А потом случилась революция, миллионы вышли на площадь Тахрир. И где там оппозиция? Ее не видно, она оказалась не у дел, не в повестке дня. Наверное потому, что как мы, сидели и рассуждали о том, что происходит внутри их египетской КПРФ, предположил член Исполкома Левого Фронта Алексей Сахнин.

«Наша проблема в том, что у нас нет языка, на котором мы можем говорить с народом, когда он очнется от сна и выйдет на площадь. Мы слишком слабы, чтобы говорить от себя, выражать собственное мнение», – утверждает молодой оппозиционер.

На Триумфальной проходит «Стратегия-31», но коммунисты туда не идут. Вместо того, чтобы оказаться в повестке дня, они обсуждают какое-нибудь письмо или программу.

«Придя туда, мы становимся охвостьем, проектом Немцова, начинаем выступать против Путина. Но ведь для нас не Путин главный вопрос. Оказаться и в повестке дня и, при этом, в роли самостоятельного субъекта – это очень сложная задача», – заявил член Исполкома Левого Фронта.

Язык, которым нужно говорить с народом сейчас, это не декларации, а практика массовых акций, считает оппозиционер.

В возрождение КПРФ, как эффективной коммунистической партии, Алексей Сахнин не верит. Он считает, что Зюганов с товарищами превратил проект в эффективное коммерческое предприятие. А те, кто пытается в партии заниматься политической борьбой, только мешают нормально работать – торговать депутатскими мандатами и голосами в Госдуме. Отсюда и все зачистки.

«От договоренности с Сурковым зависит как выйдет калькуляция и какие проценты получит партия, а не от того, как там активисты в Челябинске бегают, – пояснил Алексей Сахнин. – Они наоборот вредят, дестабилизируют и мешают спокойно договариваться. Поэтому руководство КПРФ приняло сознательное решение этот активизм зарубить на корню».

Партия в абсолютном тупике, а попытка создать КПРФ-2 или как сейчас модно КПРФ2.0, ничего не изменит – шанс упущен.

«Эпоха, когда электоральная политика хоть что-то решала, она уходит. И КПРФ деградирует вместе со всей парламентской системой. И люди хоть сколько-нибудь умные, понимают, что за кого бы они там не проголосовали – ничего не поменяется. Пусть КПРФ получит на выборах в Госдуму не 10%, а, например, 35%. Что поменяется? Зюганов сможет больше мест продать?», – рассуждает Сахнин.

Он пояснил, что создавая партию «Рот-Фронт», они не надеялись, что ее зарегистрируют. Цель была в другом.

«Задача – дать сигнал, что мы не просто парни, которые тусуются на площадях. Что у нас есть серьезные политические амбиции. Да, мы пока не можем предложить серьезный алгоритм, и это наша трагедия. Но какие-то алгоритмы мы предлагаем», – говорит член Исполкома Левого Фронта.

Сейчас главная задача всех левых – построение принципиально нового политического субъекта.

«Такого, который отвечает на активную повестку дня и, более того, ее формирует. Уличная протестная мобилизация сейчас неизмеримо важнее, чем электоральная политика. Потому что площадь Тахрир. Под этим знаком будут проходить следующие годы. Историческая миссия левых – стать частью этого процесса», – уверен Алексей Сахнин.

ПОРА ОТБРОСИТЬ ШАБЛОНЫ

Кризис сейчас не только в КПРФ, считает директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. Это кризис левого движения и даже российской оппозиции в целом.

«Это кризис оппозиционного мышления, – говорит он. – Ситуация изменилась и старые наработки, шаблоны уже не работают. Не работают не только электоральные методы, как говорил Алексей Сахнин, но также не работают и методы уличной мобилизации. Кризис оппозиции налицо. Он и у левых, и у либералов».

По мнению политолога, нужна новая политическая сила. То, что ее нет сейчас, не трагедия – она будет формироваться и развиваться в процессе. Вопрос в том, какой она должна быть.

«Где социальная база левой оппозиции? С одной стороны, по соцопросам, большинство населения страны – левые. Но это почему-то не проявляется при голосовании. Социология протеста, общественной борьбы изменилась. Надо формировать новую политическую силу, которая была бы адекватна современным реалиям, вызовам и запросам», – рассуждает Кагарлицкий.

Проблема левых в том, что они не анализируют ситуацию, а применяют шаблоны, наработанные предыдущими поколениями.

«Перспективы левого движения сейчас расширяются за счет новых групп. С которыми нужно по-новому разговаривать. А старые, традиционные для левых электоральные ресурсы сокращаются. Поэтому сейчас много групп борется за сужающийся ресурс», – считает политолог.

Отобрать КПРФ у Зюганова не удастся – он этот бренд приватизировал и никому не отдаст.

«Но главное не в этом, – считает Кагарлицкий. – Главная проблема в том, что сам бренд коммунистического движения приватизирован Зюгановым безотносительно КРПФ. То есть, если даже появится в бюллетенях новая коммунистическая партия – выберут все равно КПРФ. Потому что их знают, а эти непонятно кто».

На левом поле сейчас нужно формировать идейное единство, считает политолог. Оно формируется в результате дискуссии и совместной работы, совместного решения проблем. Левые мыслители, философы и идеологи сейчас оторваны от организаций, от практиков движения.

«Одна из принципиальнейших задач – добиться соединения левой мысли с практическим левым движением, – говорит Борис Кагарлицкий. – Нам нужно создание единой площадки для выработки единой программы и стратегии. Нужна не просто идеологическая программа. Нужна четкая программа действий. Иначе, когда у нас случится площадь Тахрир, нам так же, как египетским оппозиционерам, нечего будет сказать людям».

Москва, Матвей Свичеревский

© 2011, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Дальний Восток, Екатеринбург, Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Омск, Пермь, Северо-Запад, Челябинск, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Юг России, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Спецпроекты,