AMP18+

Москва

/

Безумная Ленинградка (КАРТА, СХЕМА) Авторская колонка «НР»

Чтобы удержаться в своих креслах, чиновники подготовили проект, выходящий за разумные инженерно-технические рамки. Распоряжение мэра столицы о реконструкции Ленинградского шоссе имеет благую цель – ликвидацию пробок. Но проект, подготовленный для мэра Москвы Собянина, не влезает ни в какие строительные нормы. Попытки разобраться в этом противоречии приводят к двум версиям – либо авторы проекта идут против здравого смысла, пытаясь угодить начальству, либо они сознательно подставляют это начальство.

Обо всём этом – в авторской колонке «НР».

Ремонт взлетно-посадочной полосы во «Внуково» с новой силой возродил интерес к движению по Ленинградке. «Специальный летный отряд «Россия», который возит по небу чиновников категории А++, вынужден будет с 15 апреля переместиться из аэропорта «Внуково», где начинается ремонт взлетно-посадочных полос, в «Шереметьево». А передислокация отечественных ВИПов – это процесс, всегда болезненный для граждан. Тем более что трафик уплотнится не только в «Шереметьеве», но и на ведущей к нему Ленинградке, которую в часы пик смело можно будет именовать «дорогой без жизни»» – пишет «Новая газета».

Действительно, проблема старой Ленинградки на участке от въезда в область (съезда с МКАД) до «Шереметьево-2» (ныне терминал F) известна давно. Трехполосное движение в каждую сторону при отсутствии переходно-скоростной полосы, трудные съезды-въезды в районе мегамоллов ИКЕА-Мега, на Вашутинское шоссе, еще более сложное «бутылочное горлышко» на развязке с 10-полосной МКАД, где в область идут всего 6 полос Ленинградки, а в Москву ведет старый мост, – всё это создает сверхплотное и до крайности неорганизованное движение как в сторону области, так и в Москву.

Одно из решений этой проблемы довольно давно известно всей стране благодаря скандалу вокруг Химкинского леса – это платная дорога, дублирующая Ленинградку. Ее строительство вызвало несколько скандалов, было приостановлено президентом и теперь снова вскоре будет продолжено. Короче, пиар сделан объемный и на славу. А потому нетрудно спрогнозировать новый всплеск акций вокруг шоссе.

Однако есть и другие, совсем новые инициативы. Так, стоит вспомнить предложение московского мэра. Инициатива эта, выдвинутая в начале года, ушла на второй план в ряду транспортных новостей после взрыва в «Домодедове», но теперь есть большая вероятность, что она получит второе дыхание. В самом деле, с первого взгляда идея выглядит заманчиво. Вот как о ней рассказывали «Вести-Москва» 18 января в материале «Подмосковные торговые комплексы поделятся землей с автомобилистами»:

«С утра интернет-сервисы показывали 5 баллов… На въезде в столицу через Химки скорость потока, например, не больше 15 километров в час. Ближе к обеду машины всё-таки едут. Но уже к концу рабочего дня Ленинградка снова встанет по направлению в область. Чтобы этого больше не было, участок трассы от МКАД до поворота на «Шереметьево» расширят до 17 полос. Сейчас здесь всего шесть. А будет 8 из центра, и 9 – в центр».

Во-первых, насторожила раскладка полос и их странное нечетное количество: восемь в область, девять в Москву. Ну ладно бы пояснили нечетное число полос тем, что отведут парочку под реверсное движение: утром в Москву, вечером – в область. Так ведь нет, фиксированное соотношение. То есть выходит, что в Москву въезжает на 1/8 народа больше, чем выезжает. Получается этакая материализация знаменитого московского «Понаехали тут!».

Теперь давайте представим эту дорогу. Для того, чтобы понять, как выглядит 17-полосная трасса, проще всего сравнить ее с МКАД, самой широкой магистралью Москвы и Подмосковья.

Справка «НР». МКАД – характеристики магистрали.

Ширина МКАД составляет 10 полос, пять в каждом направлении (четыре основных полосы движения шириной по 3,75 м и пятая непрерывная переходно-скоростная полоса шириной 4,5 м); общая протяжённость – 108,9 км. Среднее удаление от центра города – 17,35 км. Строительство осуществлялось в соответствии с НиТУ 128-55 по параметрам первой технической категории: ширина земляного полотна – 24 м; ширина полосы движения – 3,5; число полос движения – 4; ширина разделительной полосы – 4 м; ширина обочин – 3 м каждая; габарит мостов и путепроводов – 21 м; высотный габарит под путепроводами – 4,5.

Запомним эти цифры, в особенности стандартную ширину полосы в 3,75 м.

Теперь о «Проекте-17». Семнадцать полос до «Шереметьево» сделают этот отрезок Ленинградского шоссе доминирующим в развязке с МКАД. Сейчас ни одно шоссе, выходящее из Москвы, не имеет полос больше, чем Кольцевая дорога.

Как будет сопрягаться эта 17-полосная дорога с 10-полосной МКАД и по-прежнему узкой своей городской частью? Ведь не секрет, что пробки на Ленинградке – это обычное явление и в районе Войковской, и на старых путепроводах, и в районе Кронштадтского бульвара. Или в городе тоже будет 17 полос?

Проект, скажем сразу, странный. И вот, после недолгих поисков в редакции оказались очень интересные документы. Первый документ, «Поперечный профиль а/д «Россия» (Ленинградского шоссе)» касается участка в районе Химки – Новоподрезково. Он интересен, что называется, во всех отношениях.

Во-первых, датирован он 1999 годом. Во-вторых (внимание!) утвержден НИиПИ Генплана г.Москвы. Стало быть, решение проблем Ленинградки существовало столько же, сколько проект МКАД. И утверждено оно именно московскими структурами, а не областными и тем более не районными, что вполне логично: этот участок связывает столицу и столичный аэропорт. Кроме того, именно тогда и именно в этом документе утверждена как линия застройки, так и так называемые «красная» и «зеленая» линии, заходить за которые дорога не имеет права. Как следует из чертежа, линии эти определяются 10-метровой зоной до линии застройки.

Кстати, из этих же документов мы выяснили, что в подавляющем большинстве случаев строительство вдоль Ленинградки и МКАД и организацию движения вокруг объектов проектирует именно московский Институт Генплана. Так что директор государственного учреждения «Московская областная государственная экспертиза» Игорь Горячев в интервью «Вестям» явно лукавил: то, что сейчас построено, строилось в соответствии с генпланом Москвы, а не волею хилого «Химдора».

Теперь считаем, на сколько метров должна расшириться плановая 10-полосная магистраль, чтобы стать 17-полосной. Ширина одной полосы – 3,75 м (3,5 м сама полоса и 25 см разметка). Умножаем эту цифру на 7 и получаем 26,25 м. Где их взять? Земляная полоса по 6,25 м с каждой стороны (всего 12, 5 м) решает проблему лишь наполовину. Отказаться от обочин – это абсурд с точки зрения дорожного строительства. К тому же заключение №10-П/100 МГЭ по проекту реконструкции, принятое Мосгорэкспертизой (подразделением правительства Москвы) 3 октября 2000 года, подтверждает наличие обочин по 3,75 м, а также 5-метровой разделительной полосы. Отказ от последней добавит еще 5 метров, но, во-первых, так нельзя, а, во-вторых, все равно не хватит. Так что делать нечего: придется выходить за «красную» линию как минимум на 7-8 метров. Но, напомним, эти линии были запланированы а) Москвой б) давно и в) неспроста. И не только потому, что дают 10 метров жизненного пространства, но и потому, что в пределах этих 10 метров под землей проложены коммуникации, причем не банальные канализация и водопровод, а стратегические, в том числе специальной связи. Поэтому временные стоянки там оборудовать можно, а постоянную дорогу – ни-ни! Странно, что торговцы из различных молов это знают, а прожектеры из мэрии – нет.

Итак, откуда взялись 17 полос? Мы больше не будем томить читателя загадочной нумерологией. Если умножить 17 на стандартную ширину полосы в 3, 75 м, то мы получим 63,75 м. Смотрим на чертеж: это без метра с четвертью расстояние между «красной» и «зеленой» линиями! Иными словами, магистраль с таким количеством полос, построенная по всем правилам, с асфальто-бетонной и земляной обочинами, аккурат упрется в здания по краям.

Попытаемся восстановить историю рождения 17-полосного «проекта». Скорее всего, мэр жестко потребовал в кратчайшие сроки представить варианты решения проблемы и дать расчет по максимально возможному количеству полос.

Команда пошла вниз, к исполнителям, по пути обрастая устрашающими криками «быстрее!», «срочно!» и т.п. Внизу, там, где работают специалисты, лежал план, утвержденный еще в 1999 году. Прекрасно! Но… вдруг мало покажется 10 полос? Когда начальство серчает, разум чиновник перестает управлять его действиями, и управление переходит к той точке, в которой происходит крепление чиновника к креслу (которое, собственно, и делает простого смертного чиновником). Вот так и родился простейший в своей гениальности план «максимизации»: берем «красную» и «зеленую» линию – и простым делением расстояния между ними на ширину полосы получаем максимум: 65:3,75=17,33. Обочины? Техзона? Вы о чем, когда родина в опасности? Ведь еще Салтыков-Щедрин заметил устойчивую тенденцию у чиновничества: путать любовь к начальству с любовью к Отечеству. Хотя на самом деле любовь к начальству обернулась крупной его «подставой»: первым лицом был озвучен проект, не влезающий ни в какие разумные инженерно-технические рамки.

О том, что проект этот является прожектом и показухой, подсунутой начальству в целях самосохранения, косвенно свидетельствует еще ряд признаков.

Первый признак: заранее стали искать виноватых, на всякий случай. Понимая невозможность такого варианта реконструкции, «авторы» решили подстраховаться тем, что сразу стали валить вину на торговые центры и на администрацию Химок (их и так бьют, не жалко). Но по чертежам видно, что стоянки за «красную» линию в сторону шоссе не выходят. А насчет возможности оборудования временных стоянок в отличие от постоянной трассы мы уже сказали выше. Кстати, угадаете, кем выполнены чертежи? Ну конечно все тем же Институтом Генплана Москвы!

Второй признак: стали искать авторитетных людей, которые бы поддержали прожект. Но кто из реальных специалистов поддержит явную халтуру? И тогда пошли по пути современных ТВ-пропагандистов: стали искать «свадебного генерала». Второпях (в точности по Чехову!) удалось найти Бориса Львовича Альтшулера. Но согласитесь, президент региональной общественной организации содействия защите прав детей «Право ребенка» – не самый осведомленный в дорожном строительстве человек, – даже если он член Общественной палаты при президенте России

Впрочем, московские чиновники, наверное, считают, что гербовая корочка делает человека компетентным во всех вопросах.

Немного перефразируя научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, можно сказать: когда на одной чаше весов лежат и деньги, и самые мудрые транспортные и градостроительные соображения, а на другой – интерес самосохранения чиновников, то и деньги, и умные мысли можно отбросить. В силу вступает инстинкт. Но здесь он явно подвел горе-прожектеров. Давно замечено: выживание требует хитрости, но не исключает глупости.

Вместо послесловия

Один из чиновников, убедившись, что магнитофон выключен и блокнот закрыт, перешел на доверительный полушёпот: «Да кто же им даст строить дорогу, которая сделает ненужной платную трассу? Тогда по платной никто не поедет…». Вот, собственно, и ответ на все вопросы.

Развязка Ленинградки в районе Химок

Проектная документаци (профиль трассы)

Москва, Арина Морокова

© 2011, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Авторская колонка, Наука, Общество, Политика, Россия, Русский Марш, Скандалы и происшествия, Спецпроекты, Транспорт, Фоторепортаж, Экономика, Интересные темы, Не могу молчать!,