AMP18+

Москва

/

В Москве проходят переговоры по ядерной программе Ирана

В Москве в понедельник за закрытыми дверями начался двухдневный раунд переговоров об иранской ядерной программе. Дипломаты выражают надежду, что встреча принесет хоть какие-то подвижки, эксперты же в ее результативность не верят.

В переговорах участвуют верховный представитель ЕC по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон и главный переговорщик Ирана по ядерной программе, секретарь Высшего совета национальной безопасности Саид Джалили, а также делегации «шестерки» международных посредников: пяти стран-членов Совета Безопасности ООН и Германии, передает Би-би-си.

«Шестерка» пытается уговорить Иран отказаться от самостоятельного обогащения урана до 20%, то есть выше степени, минимально необходимой для его использования в мирных целях. Иран же хочет продолжать обогащение и добивается от мировых держав письменного подтверждения его права на развитие мирной ядерной программы.

Перед началом переговоров пресс-секретарь Кэтрин Эштон Майкл Манн сказал журналистам, что «шестерка» надеется получить в Москве от Ирана ответ на сформулированные ею предложения.

«Мы черным по белому на бумаге изложили наши предложения. Они конкретны», – передает слова Манна Интерфакс.

По сведениям российской газеты «Коммерсант», суть предложений заключается в том, чтобы Иран ограничил обогащение урана на объекте в Натанзе уровнем 3,5-5% и полностью заморозил обогащение на подземном заводе в Фордо, а взамен получил бы согласие на самостоятельное изготовление топливных стержней для исследовательского реактора в Тегеране.

По окончании первого дня, Майкл Манн заявил журналистам, что переговоры могут продлиться три дня вместо запланированных двух, однако все будет зависеть от хода дискуссий во вторник.

Иран, по некоторым данным, оценил переговоры как конструктивные и серьезные.

По словам Али Багери, Тегеран дал подробный ответ на предложения «шестерки», выдвинутые Ирану на прошлом раунде переговоров в Багдаде.

Вместе с тем, агентство Интерфакс передает слова Али Багери о том, что принятие различных санкций и резолюций против Ирана не имеет никакого юридического обоснования, так как передача иранского ядерного досье из МАГАТЭ в Совет безопасности ООН была незаконной.

Майкл Манн заявил, что ЕС не ждет от встречи решения «иранской ядерной проблемы». Представитель делегации Ирана сказал журналистам, что шансы на прогресс на московской встрече «минимальны».

Глава российской делегации, заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков перед встречей высказался чуть более оптимистично: «Есть основания полагать, что в Москве будет сделан следующий шаг. Мы заинтересованы, чтобы за Москвой последовали встречи в этом же формате в других точках, причем чтобы паузы между раундами не затягивались. Но чтобы это произошло, нам надо добиться определенного прогресса».

«Не думаю, что будут прорывные решения. Будут переговоры о 20%, о том, какие санкции снимать, а какие не снимать, а потом будет решение провести еще одну встречу, например, где-нибудь в Бразилии»

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в понедельник объявил в Тегеране, что Иран согласится прекратить обогащение урана до 20-процентного уровня в обмен на гарантии поставок ему ядерного топлива.

«Иран не будет ни от чего отказываться, Иран будет поступать гораздо мудрее, – сказал bbcrussian.com глава российского Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. – Он будет обставлять согласие на все, что угодно, множеством условий, тянуть время – и дотянет его до того момента, когда выставлять Ирану условия будет просто поздно».

Израиль в последнее время раз за разом посылает «сигналы» о том, что если Иран не остановит движение к, как полагают израильтяне и западные страны, созданию ядерного оружия, то его следует остановить военной силой.

В понедельник газета Jerusalem Post сообщила, что Израиль добивается от «шестерки», чтобы они яснее обозначили на переговорах реальность военной операции против Ирана.

«Наша позиция заключается в том, что для успеха переговоров международное сообщество должно сделать три вещи: ясно сформулировать требования и график их выполнения, усилить экономическое и политическое давление и подкрепить это давление, дав ясно понять, что военная акция реальна», – цитирует газета неназванное официальное лицо.

Евросоюз и США по-прежнему полагаются на угрозу санкций. С 1 июля в ЕС вступает в силу эмбарго на иранскую нефть, которое фактически действует уже сейчас.

Московская встреча – это третий раунд новой серии переговоров с Ираном. Первые два прошли в Стамбуле в апреле и в Багдаде в мае.

Эксперт из Института востоковедения РАН, профессор Владимир Сажин отмечает, что осязаемых результатов московская встреча, скорее всего, не даст, поскольку всех ее участников устраивает медленный ход переговоров.

«Не думаю, что будут прорывные решения. Будут переговоры о 20%, о том, какие санкции снимать, а какие не снимать, а потом будет решение провести еще одну встречу, например, где-нибудь в Бразилии», – цитирует Сажина РИА Новости.

Евгений Сатановский не ждет от московского раунда переговоров вообще никаких результатов.

«Дипломатия в данном случае является либо искусством затуманивания поля для противников вашей страны, либо некоторым приятным времяпрепровождением, которое дает вам, вашим детям и вашим внукам на поколения возможность за казенный счет путешествовать по миру, отдыхать в дорогих отелях и чувствовать себя значимой персоной», – саркастичен Сатановский.

Москва, Ольга Радько

© 2012, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, В мире, Общество, Политика, Россия, Туризм, Экономика,