Черкесы бегут из воюющей Сирии в Россию Накануне Олимпиады-2014 они могут вспомнить о русском геноциде
Представители черкесской диаспоры в Сирии, где продолжаются военные столкновения, в массовом порядке переезжают на историческую родину. Многие выбирают в качестве постоянного места жительства Кабардино-Балкарию, которую они покинули, спасаясь от преследования во времена царской России. Как пишет американская газета The Washington Post (перевод РИА «Новый Регион»), в перспективе это может обернуться для Кремля большой головной болью: накануне Олимпиады-2014 вновь может быть поднят вопрос о русском геноциде черкесов, который уже признала Грузия.
Журналисты Associated Press Лора Миллс и Ирем Каракая в материале, опубликованном в американской газете The Washington Post, приводят историю одного из беженцев.
Авторы статьи отмечают, что этнические черкесы с гордостью вспоминают о событиях вековой давности: прадед главного героя статьи – 35-летнего Натаи Аль-Шаркаса убил русского офицера-командира и дезертировал.
Издавна проживая на Кавказе, черкесы отчаянно сопротивлялись царской власти еще в 1860 году после десятилетий кровопролитных войн, массовых убийств и депортации. Этот период многие историки и политики расценивают как геноцид. Война тех лет вынудила многих черкесов, как и предков Аль-Шаркаса, искать убежища в землях, которые занимает современная Сирия. Теперь резня в Сирии привела к тому, что многие из них возвращаются на историческую родину, отмечают авторы статьи.
Этой весной Аль-Шаркас и сотни черкесов бежали из охваченной войной Сирии. В ближайшие месяцы, как предполагают американские журналисты, ещё тысячи беженцев прибудут в Кабардино-Балкарию, кавказскую провинцию размером с Мэрилэнд и населением менее 900 000 человек, две трети из которых этнические черкесы.
В гостинице советских времен, где многие черкесские иммигранты нашли приют, Аль-Шаркас заявил, что они планируют остаться там, решение это было принято давно и мотивированно происходящим в Сирии.
Ранее огромное количество черкесов подверглись изгнанию из России. Теперь около двух миллионов живут в Турции, 100 000 – в Сирии, а также представляют значительную часть населения Иордании и Соединенных Штатов. Однако у нации все еще силен дух единства, который влечет их на родную землю, отмечают журналисты.
Прадеда Аль-Шаркаса, его родного брата и двоих двоюродных насильно отправили на Русско-Турецкую войну конца 1870-х годов. Они должны были воевать с турками, которые так же как и они были мусульманами, а их султаны поддерживали черкесское сопротивление и предоставляли убежище для сотен тысяч из них. Убив старшего офицера, прадед Аль-Шаркаса присоединился к турецким ополчениям и окончил свою жизнь в Дамаске, тогда принадлежавшем Турции.
Аль-Шаркас, что с арабского переводится «черкес», благодаря Facebook* нашел своих родственников в Кабардино-Балкарии и России. Он призвал сирийскую родню последовать за ним на Кавказ, хотя теперь из-за военных действий это осуществить не так уж и легко. По его словами, люди фактически находятся в ловушке и не могут покинуть страну.
Ассмат Яхья, вышедший на пенсию электрик из черкесского поселения в Голан Хейте (Сирия), также нашел родственников на Кавказе. С женой они планируют остаться в России. Они покинули свой 7-комнатный дом в апреле – после того как стало известно, что силы оппозиции и сирийская армия приближаются к их городу. Теперь они живут в тесной комнатушке в отеле в столице Кабардино-Балкарии. Правда, война в Сирии стала не единственной причиной их переезда. Как признался 63-летний пенсионер, они хотят жить вместе с родней.
Как пишет WP, прибывшие в РФ сирийские черкесы столкнулись с российской бюрократической машиной.
Согласно российским законам, иностранцы без регистрации на территории страны могут пребывать не более трех месяцев, и Аль-Шаркасу и другим черкесам, бежавшим из Сирии, приходится ездить в Абхазию, чтобы поставить в паспорт новые штампы о выезде в страну и продлить свое пребывание еще на три месяца. Без регистрации и разрешения на работу они будут вынуждены покинуть Россию, когда закончится срок действия их визы.
В то же время, как отмечают авторы публикации, всё ещё сильна историческая обида черкесов на Россию, и возвращение тысяч беженцев может лишь подлить масла в огонь. Вполне реально, что черкесы могут потребовать от Москвы признания событий 19-го века геноцидом. Эта тема активно поднимается как раз перед сочинской Олимпиадой. Именно в Сочи в 1864 году черкесы сдались царской власти. Черкесы заявляют, что часть олимпийских объектов строится на могилах их предков. Представитель Международной ассоциации черкесов Халит Кадиоглу, которого цитирует газета, заявил, что Сочи – это открытая рана для нации, и они рассчитывают добиться признания в массовых убийствах от российского правительства.
В 2011 году прозападные власти Грузии признали убийства и ссылки черкесов геноцидом и призвали Запад бойкотировать Олимпиаду. Российские официальные власти расценили это решение как последствия напряженных отношений между Россией и Грузией, которые в 2008 году привели к войне, и проигнорировали обвинения. Посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Кузьмин, ответственный за сочинскую Олимпиаду, заявил, что никакого черкесского геноцида не было, это был нормальный исторический процесс. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, правда, в августе признал, что «эта земля никогда Российской империи не принадлежала» и относилась к Кавказу, принадлежала собственно черкесам.
Отец Аль-Шаркаса Шавкат Ачемез считает, что Кремль должен признать массовые убийства и этнический геноцид.
Когда СССР с Сирией стали союзниками, многие сирийские черкесы вернулись на Кавказ как гости или для обучения. Однако реальная репатриация стала возможна лишь поле развала Союза, после того как Кремль упростил процесс получения гражданства. Согласно сообществу черкесских лидеров в России, с того времени около 1500 черкесов вернулись на историческую родину. В 1998 году правительство поспособствовало возвращению на родину 200 черкесов из Косово, после того как их атаковали албанцы.
Регион, куда вернулись черкесы, также неспокоен, обращают внимание американские журналисты. Кавказские республики вовлечены в исламистские волнения, истоком которых стали сепаратистские войны в Чечне. Нападение исламистов на Нальчик в 2005 году привело к смерти 130 человек. Кабардино-Балкария все еще подвергается налетам. Однако несмотря на это, черкесы на родной земле чувствуют себя комфортно. Например, Хамзех Лабееб, коренной сириец, приехавший с целью обучения в Нальчик в 2002 году, решил остаться: «Они всегда относились ко мне как к своему».
Тем временем местные жители считают, что возвращение черкесов пойдет на пользу России.
«Они обладают культурными ценностями, которые мы потеряли в эпоху коммунизма», – сказал в интервью журналистам Владимир Каскулов, генеральный директор гостиничной сети в Нальчике, принявшей более 150 сирийцев бесплатно.
Москва, Инна Санина
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2012, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».