российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Воскресенье, 22 декабря 2024, 18:06 мск

Новости, Кратко, Популярное, Интервью

Архив
Умерла Галина Вишневская Одна из самых масштабных личностей в истории русского оперного искусства

На 86-м году жизни умерла Галина Павловна Вишневская, великая певица и вдова великого музыканта, одна из самых масштабных личностей в истории русского и мирового оперного искусства ХХ века.

Последние годы мы знали ее величественной дамой, с царственным видом вплывавшей в концертный зал, чтобы под общие аплодисменты занять свое место в партере. Она до последнего, что называется, умела себя держать – умела органически, всем естеством, без притворства, рисовки или кокетства.

При разговоре с ней было достаточно услышать две-три ее фразы, чтобы почувствовать этот характер: прямодушная, решительная, не лезущая в карман за словом, избегающая высокопарности и дежурных примадоннских клише.

Но властная, и отнюдь не по-старчески. Да, с крутым норовом, да, запальчиво ругавшаяся с Большим театром новейшей формации и клявшая на чем свет современную оперную режиссуру – однако если бы не этот норов, вряд ли случились бы и знаменитая эпопея с Солженицыным, укрывавшимся на даче Ростроповича и Вишневской («идейных перерожденцев, порочащих советский общественный строй», как гремела всесоюзная пресса), и спасительный отъезд из Союза в ситуации, когда у Ростроповича, по его признанию, уже опускались руки. И, разумеется, вряд ли появились бы сценические героини Галины Вишневской, которая всегда не только пела, но и играла с громадным темпераментом и столь же громадной актерской убедительностью, пишет «Коммерсант».

Когда в 2006-м вышел фильм Александра Сокурова с ней в главной роли, ее часто спрашивали: а не страшно ли было сниматься в Чечне, не тяжело ли? «О чем вы говорите, – отвечала она, – я блокаду пережила, что мне эти съемки». Заброшенный ребенок из неблагополучной семьи, чудом уцелевшая в блокадном Ленинграде, отучившаяся семь классов: вполне понятная школа для такой натуры, но очень мало похоже на образцовое детство музыкальной знаменитости. Особенно если учитывать, что никакого высшего музыкального образования у нее не было вовсе.

Был природный голос, который чуть не испортили случайные учителя, после того как в 1944-м юная Вишневская пришла в Ленинградский областной театр оперетты. И была невероятная удача восемь лет спустя, когда она решилась прийти на прослушивания в стажерскую труппу Большого – и была немедленно принята и немедленно замечена: главный театр страны нежданно-негаданно получил сформировавшуюся большую актрису, «козырную карту», как с восхищением говорил наблюдавший ее первые шаги в Большом Борис Покровский. В 1955 году, когда она выходила замуж за Мстислава Ростроповича, ее уже знали как приму Большого, и даже регистраторша в ЗАГСе, оформлявшая брак, снисходительно сказала смущенному Ростроповичу: «Молодой человек, подумайте, у вас есть последний шанс поменять фамилию».

Для нее писал Шостакович, она пела мировую премьеру «Военного реквиема» Бенджамина Бриттена, продолжающаяся до сих пор череда русских успехов в «Ла Скала» началась, по большому счету, именно с нее, в 1964-м певшей в «Турандот» на одной сцене с Франко Корелли и Биргит Нильсон. После 30 лет карьеры оставив сцену и вернувшись в Россию в 1990-м, она успела очень много сделать для молодых певцов – давала мастер-классы, устраивала конкурсы, десять лет назад основала свой Центр оперного пения, выпускники которого сейчас поют и в Большом, и на других видных сценах, и все это с той же неукротимой волей. В 1961 году тяжело больная Анна Ахматова, услышав по радио, как Вишневская поет «Бразильскую бахиану» Вила-Лобоса, написала: «И такая могучая сила / Зачарованный голос влечет, / Будто там впереди не могила, / А таинственной лестницы взлет».

Москва, Дарья Нелюдова

Москва. Другие новости 11.12.12

Хазин: Мировой кризис в 2013-2014 годах не закончится. России не стоит рассчитывать на экономический рост и инвестиции. / Около 2,5 тысячи жителей Пушкино остались без тепла и горячей воды. / В московском СИЗО на простыне повесился 19-летний узбек. Читать дальше

Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»

© 2012, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках