Тень советского прошлого Западная пресса о религии в современной России
Тень советского прошлого всё ещё нависает над религией в современной России. Официальный атеизм коммунистической эпохи, когда верующие подвергались гонениям, когда их сажали и убивали – уже давно позади. На бумаге свобода вероисповедания под защитой. Однако на деле сохранилась нетерпимость. Российские власти видят веру не только как вопрос личного выбора, но и как общественный феномен, жизненно необходимый для сохранения национальной идентичности и безопасности. Они полагают, что граждан нужно защитить от капризов индивидуального выбора, пишет The Economist (перевод РИА «Новый Регион»).
Мало кто из сторонних наблюдателей так же квалифицирован для того чтобы разбирать эту тему, как Джеральдин Фаган, которая многие годы провела в Москве как часть группы контролирующей что свободу вероисповедания не ограничивают «Форума 18», штаб квартира которой народится в Норвегии. Её просветительская работа («Вера в России – религиозная политика после коммунизма») объясняет нынешний фаворитизм России в отношении к РПЦ в контексте притеснения религиозных меньшинств, которое эхом отзывается с антирелигиозной политикой «Берии и Брежнева».
Традиционные религии в России, такие как иудаизм, ислам и буддизм находятся под официальной защитой, хоть и в крайне подконтрольной форме. Другие вероисповедания вроде протестантизма, считаются чужеродными, а следовательно – угрожающими. Несмотря на то, что Конституция РФ гарантирует свободу вероисповедания, законы по «экстремизму» и масса туманных формулировок, жесткие правила регулирования счетов, публикаций и допустимого говорят об обратном. В 2010 году восьмидесятилетний Алексей Федорин стал первым свидетелем Иеговым осужденным за вероисповедание со времен СССР, его обвинили в распространении «экстремистских» идей. Книга Фаган приводит восемь подобных случаев. Протестантской церкви крайне сложно, если не сказать невозможно, оформить визы для визита духовников. Неофициальное религиозное просвещение может привести к уголовному наказанию, предупреждает издание.
Русская Православная Церковь, по мнению Фаган, «определяет себя окончательным выражением российской государственности». Однако идея о том, что Россия – православный монолит, окруженный новоиспеченными иностранными религиями – миф. В картине Фаган религиозным меньшинствам отведено достойное место. Православная старообрядческая церковь была расколота литургическими реформами еще в 1666 году. Они по прежнему пытаются вернуть себе церкви, конфискованные советской властью. При этом ислам появился раньше христианства на территории, которую сейчас занимает современная Россия. Старейший в Европе буддийский храм находится в Санкт-Петербурге, а протестантизм представлен в России с 16 века. Язычество успешно проповедуется в Республике Марий Эл на востоке европейской части РФ.
Паниковать рано, пишет издание. Часто местные власти суровы, но религиозные меньшинства благодаря сети активистов и хорошим адвокатам достигли побед на высоком уровне, даже в Европейском суде по правам человека, который в 2006 году отменил запрет на регистрацию «Армии Спасения».
Сложности России в работе со свободой вероисповедания частично отражаются в дилемме по поводу того – светская это страна или конфессиональная. Однако Фаган видит здесь связь с гораздо более глубинными вопросами самоидентификации государства. Что в действительности означает быть русским? И кому это решать? Только когда народ начнет делать свой выбор, результаты могут стать для власти крайне неудобными, считает издание.
Москва, Инна Санина
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».