AMP18+

Москва

/

Дагестанские братья-олигархи Магомедовы попали в наркоскандал

До недавнего времени, аналитики популярного в США консервативного «Движения чаепития» и правые круги Республиканской партии критиковали главным образом президенту Барака Обаму и мусульманских фундаменталистов. Однако этой зимой была опубликована статья Джеймса Лоусона «Наркотрафик через Великий Шелковый путь», посвященная проблемам транспортировки наркотиков из Афганистана на Запад, где упоминаются имена дагестанских братьев-олигархов Магомедовых.

Со ссылкой на источник в Управлении по борьбе с наркотиками (DEA) министерства юстиции США (та самая организация, чьи агенты посадили русского «оружейного барона» Виктора Бута, – прим. «НР») Лоусон утверждает, что до недавнего времени основной поток афганского героина шел в Европу через Иран, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и Россию, принося огромные доходы обеспечивающим транзит лицам. Но после ареста одного «из высших чинов Таджикистана» (очевидно, имеется в виду бывший руководитель Агентства по контролю за наркотиками Гафур Мирзоев, взятый под стражу 6 июля 2004 года по личному распоряжению таджикского президента Эмомали Рахмонова, – прим. «НР»), ситуация изменилась. Сейчас значительная часть наркотрафика переориентирована на «Каспийскую Дорогу» – через Иран, Туркмению и Дагестан, которую Лоусон иронически сравнивает с «Великим Шелковым путём» – караванным маршрутом, связывавшим Китай и Средиземноморье со времен до Рождества Христова.

Упоминая, что меры, принимаемые российскими властями при помощи спецслужб США, успеха не имеют, источник Лоусона в DEA объясняет это противодействием и усилиями влиятельных чиновников и бизнесменов России. В числе создателей «Каспийской дороги» СМИ называют выходцев из Дагестана – председателя совета директоров компании группы «Сумма» Зиявудина Магомедова, его брата Магомеда Магомедова и близкого к ним экс-главу Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, депутата Государственной Думы от КПРФ Виктора Черкесова. Каким образом эти люди, пришедшие во власть совершенно разными путями, сошлись между собой, американский автор не сообщает, но по информации российских СМИ (в частности, согласно архиву сайта «Руспрес» Зиявудин Магомедов и Виктор Черкесов могли познакомиться в 2001 году, когда первый занимался строительством нефтяного терминала в Приморском торговом порту Ленинградской области, а второй курировал стройку в качестве полпреда президента по Северо-Западному Федеральному округу. В дальнейшем, судя по информации данного СМИ, Черкесов помог партнеру получить необходимые частоты для сети WiMax компании «Сумма Телеком», а его дагестанский «кошелек» вложил значительные средства в одно из дружественных Черкесову российских интернет-агентств.

Вливания в медиа составляют лишь незначительную часть расходов дагестанского клана. По мнению Лоусона и цитируемых им сотрудников DEA, именно на транзитные деньги Магомедов мог приобрести нефтяной терминал в Роттердаме, недвижимость в Лондоне и ряд объектов на территории России. Недовольных, как указывает Лоусон, убирают наемные киллеры наподобие Хабиба Умаханова, задержанного Интерполом в Германии 4 октября 2012 года по подозрению в убийстве главы Хасавюртовского района Дагестана Алимсолтана Алхаматова и других ликвидациях. Обращается внимание, что Умаханов является «сыном влиятельного депутата парламента республики, племянником мэра города Хасавюрт и функционера правящей партии, а также родственником бывшего шефа бюро по борьбе с наркотиками в республике». В статье делается предположение, что один из братьев Магомедовых в ближайшее время может попытаться установить свой полный контроль над администрацией Дагестана, а завершается текст призывом к администрации США усилить давление на президента России Владимира Путина, заставив его, наконец, нанести решительный удар по собственной наркомафии.

Информацию из США официально и публично подтвердил один из самых информированных людей Грузии, бывший сотрудник КГБ СССР, создатель спецназа «Букиоти-Альфа», участник грузино-абхазской войны и глава грузинского филиала Международного Аналитического центра ветеранов спецслужб генерал Котэ Шавишвили.

Нельзя сказать, что Шавишвили во всем согласен с DEA и правыми республиканцами. Если в тексте Лоусона с возмущением отвергается сама возможность использования для транспортировки наркотиков транспортных самолётов, снабжающих контингенты США и их союзников в Афганистане, то грузинский ветеран в интервью информагентству «Грузия онлайн» дипломатично отмечает, что «с середины 2007 года «воздушный трафик» стал опасен». В итоге этой угрозы «службам стран Европейского Союза удалось создать действенную систему контроля, опирающуюся на широкую сеть информаторов и принципиально новые методики обучения профессионалов». И лишь после того, а не только в связи с арестом Гафура Мирзоева и его подельников, «наркокартели сделали ставку на сухопутные «коридоры».

Высоко оценивая деятельность европейских спецслужб и США, господин Шавишвили, похоже, слегка иронизирует. Например, подчеркивая, сколь серьезно американцы настроены бороться с посевами мака, он сообщает об их горячем желании «пресечь «дикий» наркотрафик» (видимо «домашний», то есть контролируемый «дружественными» афганскими лидерами, пресекать желания нет?). Рассказ же о том, как звездно-полосатые генералы ценят помощь малочисленного грузинского контингента в Афганистане, и вовсе выглядит издевательством. Его можно в полной мере оценить, если вспомнить, что ряд американских исследователей не считают, что Вашингтон реально заинтересован в победе над наркомафией. Так эксперт Института Катона Тэд Гелен Карпентер, отметил, что: «борьба сил международной коалиции в Афганистане с наркоторговлей носит вынужденно ограниченный характер. Если они перехватят наркотики, находящиеся под контролем региональных лидеров и полевых командиров, поддерживающих правительство Карзая, они тем самым рискуют подорвать миссию США по борьбе с терроризмом».

Однако бросается в глаза, что скептически комментируя самовосхваления американцев, Шавишвили, в целом, разделяет их оценку по ситуации с сухопутным транзитом героина в постсоветским пространстве. Подчеркивая, что Грузии и Белоруссии удалось овладеть ситуацией, а чистка связанных с наркобизнесом силовиков в Душанбе и прошлогодних боев в Горном Бадахшане позволила почти полностью перекрыть «Памирскую тропу» из Афганистана в Таджикистан, ветеран грузинских спецслужб крайне пессимистично оценивает положение в других районах бывшего СССР.

По его словам, после того как разгром двух главных наркокартелей Ирана и начавшаяся гражданская война в Сирии затруднили использование «Стамбульского коридора» через Иран в Турцию, сейчас главной тропой стал именно «Каспийский коридор», через Туркменистан и Казахстана в Дагестан, где для нищего населения участие в наркобизнесе зачастую является основным доходом, а многие сельские районы практически не контролируются властями.

Касаясь дела Умаханова, Шавишвили уточняет его степень родства с бывшим главой республиканского наркоконтроля (свояк). Также он приводит данные, которые могут служить подтверждением связи киллера с братьями Магомедовыми. Шавишвили говорит, что информация об их прямой причастности к организации «Каспийского коридора» и роли Черкесова якобы имеется в оперативных досье не только DEA, но и Интерпола. Сейчас международные правоохранительные организации пытаются выяснить происхождения сумм, ушедших на приобретения Магомедовых в Нидерландах и Великобритании, но пока в этом не преуспели.

Удастся ли в ближайшей перспективе получить ответы на эти вопросы? Грузинский ветеран спецназа уверенно напоминает, что братья Магомедовы близки к семье премьер-министра Дмитрия Медведева, стали олигархами первого ранга именно в годы его президентства и не зря имеют репутацию «кошельков» главы правительства. Шансы на решение проблемы каспийского наркотрафика Котэ Шавишвили видит в конфликте группировок в российской элите и личной неприязни Путина, к якобы «предавшему» его Черкесову, а также в итогах неких негласных переговоров, имевших место сразу же после победы на последних президентских выборах Барака Обамы.

Был ли результат у этих переговоров? Как известно, 11 февраля 2013 года указом Владимира Путина из ФСКН России были уволены сразу пять генералов – высокопоставленных сотрудников Госнаркоконтроля. Однако в этом «черном» списке не просматривается людей, связанных с наркотрафиком через Дагестан, а значит, «Каспийский коридор» пока продолжает активно функционировать. А что до беспокойства и даже истерики спецслужб США и Европы, то, как утверждают источники, знакомые с ситуацией, наша страна, похоже, уже давно привыкла не обращать на них внимания, когда на карту поставлены личные интересы некоторых руководителей страны.

Москва, Екатерина Попова

© 2013, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Кавказ, Москва, Центр России, Юг России, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Финансы, Экономика,