WP: Сирия – это новая Чечня Американская газета назвала Путина источником проблемы терроризма
В войнах в Чечне и Сирии много общего. Десятилетия репрессий в обеих странах вызвало народное восстание за демократические ценности, а старый режим отказался уступить место новым силам, в результате чего мирное движение к независимости Чечни, как и Сирии, подверглось кровавому подавлению, считает обозреватель The Washington Post Джексон Дил (перевод РИА «Новый Регион»). Последствия этих событий – радикализация повстанческого движения и новая волна терроризма.
Джексон Дил обращает внимание, что Владимир Путин наблюдал за вторым вторжением России в Чечню в 1999 году после неудавшейся предыдущей компании. Столица Чечни Грозный, как и сирийские города Хомс и Алеппо, стали мишенью танков и артиллерии и были превращены в руины. Тысячи чеченских боевиков были похищены, подвергнуты пыткам и убиты. Деревни, где находились повстанцы, были блокированы и подверглись зачисткам, а все мужчины и многие мальчики были увезены. Десятки тысяч были убиты.
Первый лидер независимой Чечни Джохар Дудаев был настолько светским, что не был уверен, сколько раз в день мусульмане молятся. Другой лидер Аслан Масхадов выиграл на демократических выборах в 1997 году с 59% голосов в сравнении с 23% его исламистского оппонента. Оба они были убиты Россией. В результате продолжавшегося наступления – чеченское сопротивление, как и сирийское, радикализировалось. В страну потянулись исламистские экстремисты и стали создавать собственные организации.
Как и Ассад, Путин с самого начала войны заявлял, что сопротивление оказывают только террористы. Его жестокость на определенном этапе стала причиной того, что эта пропаганда стала в чем-то верной. С 2002 года чеченские экстремисты действовали на всём Северном Кавказе и Москве. Ответная реакция Путина на это была жесткой. Когда чеченцы захватили в 2002 году московский театр, силовики убили 130 заложников посредством газовой атаки. Когда другой террористической группировкой в 2004 году в Беслане была захвачена школа, военные провели штурм здания и более чем 330 заложников, основная масса их которых дети, погибли.
Как отмечает автор статьи, сегодня Чечня находится под жестким контролем Рамзана Кадырова, бывшего лидера кровожадной милиции и близкого союзника Путина, который нацелился не только на чеченских повстанцев, но и на независимых журналистов и правозащитников, которые сообщают о его репрессиях. Согласно данным Государственного департамента США, он «лично причастен» к убийству известной российской журналистки Анны Политковской, которую 7 октября, в день рождения Путина, застрелили в Москве.
По мнению автора публикации, с точки зрения Путина, Ассад оправданно следует чеченскому сценарию. Вся оппозиция объявлена террористами, ответный выпад носит невероятный масштаб, и это даже если не брать в расчет потери среди гражданского населения.
Есть и другой взгляд на сложившуюся ситуацию: именно отказ Путина признать законные требования чеченцев в независимости от террористов и спровоцировало формирование движения джихадистов на Северном Кавказе. Отказавшись поддержать мирные требования демократических перемен в Сирии, Путин теперь помогает взрастить новое поколение экстремистов, – пишет автор публикации.
В этой ситуации, как считает обозреватель WP, Владимир Путин не является партнером США в антитеррористической войне, он – один из источников этой проблемы.
Москва, Инна Санина
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».