СМИ: На юге России разрушают гордость российского агропрома
Развитие собственного мясо-молочного производства для России – вопрос национальной продовольственной безопасности, однако нынешняя ситуация, сложившаяся в сельском хозяйстве позволдяет говорить о серьезных проблемах в этой сфере. Страна, ещё в XIX веке экспортировавшая продовольствие, сегодня закупает мясо в Аргентине и молоко в Бразилии. Несмотря на пристальное внимание президента РФ и правительства к проблемам отрасли, в России все чаще разрушаются уникальные агрокомплексы. Один из таких примеров, который угрожает социальным взрывом, – на юге страны. Об этом пишет интернет-газета «Наша Версия».
РИА «Новый Регион» приводит эту публикацию полностью:
Юг России недаром называют житницей: здесь редкий для основной части страны благодатный климат, тучный чернозём. Неудивительно, что именно здесь взялись возрождать молочное животноводство. Три хозяйства: ООО «АгроФирма «Село Ворошилова», ООО «Пятигорский молочный комбинат» в Ставропольском крае и ОАО «Опытно-производственное хозяйство Племенной завод «Ленинский путь» в Краснодарском – с 2005 года работали в этом направлении бок о бок. Тем более что они прекрасно дополняли друг друга. Племзавод выращивает молодняк крупного рогатого скота и свиней, корма. Агрофирма держит стадо молочных коров, которых везли даже из Австралии, и также производит корма для них. Ну а молокозавод, входящий в один холдинг с агрофирмой «Село Ворошилова», делает из произведённого бурёнками молока знаменитую в регионе молочную продукцию.
Это ведь для крестьян племзавод – предприятие с уникальным племенным стадом, ведущее племенную работу в интересах всего российского молочного животноводства. А для «монетизаторов» племенное стадо – лишние хлопоты. С ним хозяйство стабильно даёт прибыль в 100 млн рублей в год. А если оставить только растениеводство – можно и 200 млн выжать.
На высоком уровне
Хозяйства передовые. «Село Ворошилова» – первое в стране предприятие, перешедшее на холодное беспривязное содержание коров (так называемая система калифорнийских хозяйств), что вкупе с высоким племенным качеством самого стада позволяет получать до 8,5 тыс килограммов молока с фуражной коровы. Сегодня агрофирма «Село Ворошилова» является крупнейшим на Ставрополье агропромышленным предприятием, имеющим полный цикл производства: от выращивания кормов и содержания собственного молочного стада до переработки молока и реализации молочной продукции. Агрофирма не просто производитель молока: хозяйство внесено в Государственный племенной регистр Минсельхоза как племенной репродуктор по разведению крупного рогатого скота голштинской породы.
Опыт хозяйства приезжают перенимать специалисты со всей России, предприятие как пример передового агрохозяйства посещали президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев.
Племзавод «Ленинский путь», отпраздновавший в этом году 60-летие, до недавнего времени был прекрасным примером того, что эффективность предприятия зависит не от формы собственности, а от руководства. Имея более 11 тыс гектаров пашни, свыше 5 тыс голов крупного рогатого скота и около 7 тыс голов свиней, 5 молочных ферм, хозяйство ежегодно входило в число 300 лучших сельхозпредприятий России. Племенная работа неоднократно высоко оценивалась экспертами на специализированных выставках, где племзавод получал призовые места, отмечался медалями и многочисленными дипломами. Предприятие внесено в Государственный племенной регистр как племенной репродуктор по разведению кубанского типа красной степной породы крупного рогатого скота. Растениеводство в хозяйстве также было поставлено на основе передовых достижений агронауки. Недаром именно здесь Хрущёв показал России кукурузу. Предметом особой гордости являлся собственный комплекс по химзащите растений, оснащённый аэродромом и самолётом.
При этом «Ленинский путь» – госпредприятие, ФГУП. Возглавлял его до недавнего времени Виктор Иванович Цыганков, заслуженный работник сельского хозяйства РФ, работающий здесь с 1983 года и прошедший все ступени управления сельскохозяйственным производством – от агронома до директора предприятия. А до него директором племзавода с 1976 по 2005 год был Григорий Иосифович Рогинский – высококлассный специалист, имеющий научные степени, заслуженный механизатор РСФСР.
Недаром в «Ленинском пути» передовыми были не только производство, но и социальная сфера: здесь работали такие органы коллективного управления, как совет хозяйства, профсоюзный комитет, высшая рабочая палата, финансовая комиссия, комиссия по социальным вопросам, внутрихозяйственные ассоциации животноводов и растениеводов. В коллективе из тысячи с небольшим человек 78 имели высшее образование, 281 – среднее техническое, 3 – учёные степени и 3 являлись их соискателями. Удивительно ли, что эти хозяйства тесно сотрудничали с 2005 года, создав уникальный научно-производственный союз?
Наступление рейдеров
Всё кончилось в 2012 году. Вернее, «процесс пошёл» раньше, когда «Ленинский путь» попал в планы приватизации на 2011-2013 годы. Это ведь для крестьян племзавод – предприятие с уникальным племенным стадом, ведущее племенную работу в интересах всего российского молочного животноводства. А для «монетизаторов» племенное стадо – лишние хлопоты. С ним хозяйство стабильно даёт прибыль в 100 млн рублей в год. А если оставить только растениеводство – можно и 200 млн выжать. Да, страна лишится уникального племенного стада, будет разрушена цепочка племенной работы. Да, это лишит Россию части собственного молока. Да, вырастают риски хозяйства, а часть селян останется без работы. Да, на месте передового хозяйства, с благополучным работящим населением, через несколько лет останется разруха и запустение – это если раньше отчаявшиеся найти работу селяне не взбунтуются. Но когда это смущало тех, чьи бизнес-горизонты не простираются далее пары-тройки лет? К тому же 11 гектаров пашни – земельный актив, который можно распродать по частям, сдать в аренду, заложить...
Короче, перспективы для спекуляций прекрасные. Вот только передовое хозяйство стоит дорого. Весной 2012 года 100% принадлежащих государству акций ОПХ «Ленинский путь» якобы были выставлены на аукцион по начальной цене 609,9 млн рублей. На торги заявились несколько крупных компаний, в том числе «Юг Руси» и АФК «Система», в итоге победителем было признано ООО «Агрогрупп», предложившее за актив более 1,86 млрд рублей, втрое выше первоначальной цены. Правда, потом произошла странная история: якобы победитель, некая ООО «Агрогрупп» из Самарской области, не оплатил покупку и результаты аукциона были аннулированы.
Возможно, срыв аукциона и не был случаен – просто нужно было не дать купить предприятие тем, кто сохранил бы уникальный агропромышленный комплекс. На эту мысль наталкивают последующие события.
Дело в том, что в 2012 году потомственного агрария Цыганкова сменил Василий Соловьянов. Успехи последнего на сельскохозяйственной ниве весьма сомнительны: так, есть определение Арбитражного суда Ставропольского края о взыскании с фермера Соловьянова недоимок по платежам в Пенсионный фонд. Конечно, Росимуществу, являющемуся представителем государства в «Ленинском пути», виднее, кого назначать в приватизируемое предприятие. Однако настораживает тот факт, что за Соловьяновым закрепилась слава представителя рейдеров и горе-предпринимателей от сельского хозяйства, который приводится на предприятия для доведения их до нищенского состояния с последующей распродажей по дешёвке.
Можно было бы не верить этой информации, да вот только деятельность Соловьянова, по нашему мнению, лишь укрепляет эти подозрения, даже если оставить дебоши и пьянство нового руководителя передового до сего времени хозяйства России и вероятную инсценировку им нападения на себя (материалы доследственной проверки имеются в компетентных органах Новокубанского района Краснодарского края).
Странное началось уже при его назначении. Почему-то процедура проходила в присутствии сотрудников юридического агентства «Фабер Лекс» из Краснодара, которое известно в том числе сотрудничеством с территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом. В дальнейшем именно это агентство обеспечивало рейдерский захват племзавода.
Дальше – больше. Специфика сельскохозяйственного производства требует оборотных средств для приобретения минеральных удобрений, средств защиты растений, ГСМ, запасных частей для ремонта сельхозтехники. Для этой цели аграрии, как правило, используют заёмные средства банков – бизнес-то сезонный. Благо государство здесь пошло им навстречу и дало возможность получать льготные кредиты.
Использовал кредитные средства и племзавод «Ленинский путь». Вот только господин Соловьянов оказался в стоп-листе службы безопасности Сбербанка России. И явно не на хорошем счету у других банков. Иначе чем объяснить, что в кредите ему последовательно отказали, кроме Сбербанка, Россельхозбанк, Юникредит банк, «Кубань Кредит» и другие кредитные организации?
Одновременно резко сократилась по результатам девяти месяцев и доходная часть племзавода. В результате деятельности Соловьянова предприятие, ещё недавно дававшее по 100 млн рублей прибыли, оказалось в долгах именно на эту сумму. Часть кредиторов уже обратились в суды для взыскания задолженности.
Возникновение дела о несостоятельности (банкротстве) «Ленинского пути» (судебное дело № А32-27240/2013-56-29-Б в Арбитражном суде Краснодарского края возбуждено 19.08.2013 г.) стало закономерным итогом столь «продуктивной» деятельности Соловьянова.
Их принцип: поматросить и бросить!
Работники племзавода уверены – их уникальное хозяйство преднамеренно довели до предбанкротного состояния, видимо, чтобы легче было развалить и купить активы по дешёвке. Об этом они неоднократно сообщали в своих жалобах главе Новокубанского района, где находится хозяйство, Роману Архипову. Писали и об аморальном поведении Соловьянова, и о необходимости сохранить передовое молочное животноводство.
Беспокойство за судьбу передового хозяйства проявила и агрофирма «Село Ворошилова». В своих многочисленных письмах в Минэкономразвития, Росимущество и Минсельхоз она предлагала пути спасения уникального хозяйства, вплоть до готовности взять его в аренду. Минсельхоз подчёркивал, что приватизировать «Ленинский путь» необходимо так, чтобы условием покупки было сохранение молочного животноводства. «Минсельхоз России считает целесообразным выбрать такой способ реализации пакета акций Общества, чтобы он обеспечивал возможность обременения приватизируемого имущества обязанностью использования по определённому назначению», – говорится в письме ведомства в Минэкономразвития.
Росимущество, в свою очередь, признаётся, что с целью повышения инвестиционной привлекательности объекта «рассматриваются различные механизмы и способы структурирования планируемой приватизационной сделки».
Однако в письме Росимущества есть замечание о том, что рассмотрение этих способов идёт с учётом несостоявшегося аукциона, а само ведомство находится в процессе оценки стоимости предприятия. То, что юридическое агентство «Фабер Лекс» позиционирует себя и как оценщика, в том числе сельскохозяйственных предприятий, в этой связи можно, разумеется, считать лишь случайностью. Но нельзя не сделать вывода о том, что Росимущество не заинтересовано в обременении будущих покупателей какими-либо обязательствами.
А будущие покупатели, похоже, уже определились и не хотят платить за передовое племенное хозяйство справедливую цену. Отдавать, впрочем, 11 тыс гектаров прекрасного чернозёма, дорогостоящее стадо и большое количество современного оборудования и техники, стоящих немалых денег, тоже не хотят. Во всяком случае, агрофирме «Село Ворошилова», готовой участвовать в покупке предприятия и поддержать его сейчас, чинятся всякие препятствия. В частности, путём многочисленных судебных исков, инициированных новым руководством племзавода и теруправлением Росимущества против АФСВ.
В исках оспариваются сделки купли-продажи пяти молочных ферм, приобретённых агрофирмой в 2008-2009 годах. И хотя перед сделкой была проведена оценка ферм, а деньги, более 55 млн рублей, были полностью перечислены продавцу, территориальное управление Росимущества требует признать её ничтожной. Кстати, срок исковой давности уже пропущен, а сама подача иска не согласована с центральным аппаратом Росимущества, при том, что сделки купли-продажи ферм были совершены в рамках действовавшего законодательства, что подтверждается письмом Росимущества в территориальное управление.
Само рассмотрение дела тянется уже более девяти месяцев, и затягивают его представители территориального управления Росимущества, подавшие иск, и племзавода. Зато это даёт прекрасную возможность не только отодвинуть от покупки агрофирму «Село Ворошилова», но и затянуть саму приватизацию племзавода – она уже вряд ли состоится в запланированные сроки. А пока суд да дело, ещё успешное недавно предприятие можно довести до края, и, занизив стоимость активов, распродать их по дешёвке «своим».
Схема, прямо скажем, нехитрая. Зато давно отработанная. То, что при этом будет уничтожено уникальное предприятие, работающее на продовольственную безопасность России, захватчиков не волнует. Их принцип – поматросил и бросил.
Зачем резать золотую корову?
Итак, можно подвести итоги. Хозяйство, ещё год назад бывшее гордостью российского агропрома, сегодня последовательно и вполне сознательно разрушают. Цель вполне очевидна – доведение до банкротства и продажа с торгов по заниженной цене. Мотивы тоже ясны: сорванный ранее аукцион показал, что в своём прежнем виде хозяйство стоит дорого. Платить миллиарды, когда можно за гораздо меньшую цену просто совершить рейдерский захват, интересантам показалось неразумным.
Столь же ясно, что в случае удачного завершения рейдерской схемы уникальное хозяйство будет разрушено. Для российской экономики это означает падение производства собственной молочной продукции и кормов. Селянам грозит массовыми увольнениями и безработицей. С последующим социальным взрывом. Тут непонятна только позиция местной власти. Им нужна новая Кущёвка под боком?
Вызывает некоторые вопросы и позиция территориального управления Росимущества. Центральный аппарат ведомства, что подтверждается его письмом, как и Минсельхоз, выступает за сохранение и развитие профиля производственной деятельности племзавода. Соответственно, именно это условие, по их мнению, имеет приоритет при приватизации данного предприятия. Что логично: зачем резать буквально золотую корову? Так почему же территориальное управление Росимущества пытается оттянуть приватизацию племзавода, с одной стороны, и не препятствует его банкротству новым руководством – с другой?
Беспокойство о судьбе племзавода выразили уже депутаты Законодательного собрания Краснодарского края. Они обратились к главе Минсельхоза РФ Николаю Фёдорову с просьбой сохранить в федеральной собственности ОПХ «Ленинский путь». В обращении депутаты выражают свою озабоченность ситуацией, «идентичной рейдерскому захвату», которая сложилась вокруг племзавода. По их мнению, подготовка к приватизации привела к ухудшению финансовых показателей предприятия. Источник в заксобрании пояснил журналистам, что опасения парламентариев связаны с поступившей в профильный комитет информацией о намерении ряда участников рынка купить «Ленинский путь» по заниженной цене.
Беспокойство за судьбу племзавода выразила и агрофирма «Село Ворошилова». Она проявила свою готовность принять участие в судьбе предприятия, с которым сотрудничала много лет. «Агрофирма имеет профессиональные ресурсы, научно-производственную базу, основанную на современнейшем оборудовании и на тесном сотрудничестве с Российской академией сельскохозяйственных наук, собственные финансовые ресурсы и возможность привлечения кредитных ресурсов крупнейших российских банков, – говорится в обращении хозяйства к руководству страны. – Мы заинтересованы в приобретении 100% акций племзавода в установленном законодательством порядке и готовы принять на себя дополнительные обязательства по сохранению и развитию уникального профиля племзавода. Помимо этого сможем увеличить количество рабочих мест, объёмы производства сельскохозяйственной продукции и готовы обеспечить привлечение инвестиций в развитие племзавода в размере до 1,5 млрд рублей в течение 3 лет с момента приобретения акций».
Радоваться бы надо: вот заданная планка для продажи акций! Но, похоже, местному управлению Росимущества это предложение не кажется соблазнительным. А местным рейдерам – так и вовсе не оставляет надежды на дешёвую распродажу.
Похоже, пора вмешаться в ситуацию центральным органам власти. Об этом же просят и сотрудники агрофирмы «Село Ворошилова», которым просто не верится, что уникальное хозяйство пойдёт под нож. «Просим Вас взять под личный контроль развитие ситуации вокруг ОАО «Опытно-производственное хозяйство Племенной завод «Ленинский путь», а также в целях привлечения инвестиций в племзавод и для выработки дополнительных условий приватизации передать акции племзавода для организации от имени Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества одному из уполномоченных правительством РФ юридических лиц (распоряжение правительства РФ от 25.10.2010 г. № 1874-р)», – пишут они в своём обращении, направленном в том числе премьер-министру Дмитрию Медведеву, вице-премьеру Аркадию Дворковичу и главе Росимущества Ольге Дергуновой.
Вполне разумное предложение, позволяющее сохранить уникальное племенное стадо и результаты десятилетий селекционной работы. Грамотная приватизация ОПХ «Ленинский путь» с сохранением специализации позволит также не допустить безработицы и социального взрыва в хозяйстве. Но времени для принятия решения остаётся всё меньше. «Приватизаторы» не дремлют – разрушение ещё вчера гремевшего на всю Россию предприятия идёт полным ходом. Остановят ли этот процесс федеральные власти? «Наша Версия» будет следить за развитием событий.
Москва, Екатерина Попова
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».