Продовольственные цены в России растут быстрее, чем в ЕС
Потребительские цены на продукты питания в России в январе-феврале выросли на 2,2%, в среднем по Евросоюзу за это же время – на 0,3%, сообщил Росстат.
Больше всего в России подорожали овощи и фрукты: соответственно, на 15,4% и 5,2%. В Европе цены на овощи за два месяца увеличились на 1,4%, а на фрукты остались на уровне конца 2013 года.
Рыба и морепродукты в России стали дороже на 2% (в Евросоюзе – на 1,6%). Масло и жиры – на 1,2%, а в Евросоюзе подешевели на 0,3%. Молочные продукты, сыры и яйца – на один процент (в Европе на полпроцента), передает Би-би-си.
На 0,6% увеличились цены на хлебобулочные изделия и крупы, а также сахар, джем, мед, шоколад и конфеты (в ЕС, соответственно снизились на 0,2% и увеличились на 0,5%), на 0,4% на мясо и мясопродукты (в Евросоюзе не изменились).
«Если сравнивать с тем же периодом прошлого года – это динамика повышенная», – прокомментировал данные Росстата директор Центра исследований конъюнктуры Высшей школы экономики Георгий Остапкович.
Вместе с тем, экономист отмечает, что пока инфляция в России «находится в пределах разумного», а общая экономическая ситуация в России и в ЕС отличаются.
«У нас и в целом инфляция значительно выше, а в ЕС, они наоборот, страдают от дефляции», – пояснил эксперт. – В Европе боятся, что затормозится потребительский спрос, и делают все, чтобы снизить цены, активизировать спрос, чтобы продавались товары», – говорит Остапкович.
Многие экономисты полагают, что дефляция сжимает спрос, а умеренная инфляция его разгоняет, поскольку в первом случае люди придерживают деньги, рассчитывая через какое-то время приобрести товары дешевле, а во втором спешат с покупками.
Что касается спроса на продовольствие, он вообще относится к категории «неэластичных», поскольку определяется, в первую очередь, не уровнем цен, а физическими потребностями.
Георгий Остапкович объясняет рост потребительских цен в России макроэкономическими факторами.
«Во-первых, падение национальной валюты – это всегда приводит к росту цен. Ну, и потом предприниматели, учитывая политическую ситуацию и проблемы с национальной валютой, просто повышают цены. Падение рубля на десять процентов дает дполнительно один процент инфляции. В любом случае, импорт становится сразу дороже», – говорит он.
По его мнению, трудности, и не только на потребительском рынке, могут возникнуть в связи с применением санкций в отношении России.
Начиная со второй половины прошлого года, в России сокращаются реальные располагаемые доходы населения
«Пока я особой проблемы не вижу, вопрос в другом – насколько будут эти санкции эскалироваться, потому что могут быть и финансовые санкции, в том смысле, что будут отключать предприятия от кредитов, и все это может вызвать ухудшение ситуации в экономике в целом», – указывает аналитик.
«Если ухудшается экономика – как предприниматель будет минимизировать свои издержки? В первую очередь, он сокращает инвестиции, во вторую очередь, сокращает персонал, то есть люди теряют работу. А если человек теряет работу, он теряет доход. При плохих экономических условиях прекращается рост зарплаты. Начиная со второй половины прошлого года идет сокращение реальных располагаемых денежных доходов населения. По данным Росстата, в январе вообще были цифры отрицательные, то есть январь 2014 был хуже по реальным доходам, чем январь 2013-го. Прибавьте к этому перекредитованность домашних хозяйств. Расплачиваться за кредиты людям в такой ситуации сложно, ", – объясняет он.
«У нас к сожалению. такая тенденция в России – при первых трудностях начинаем загонять вверх цены. Почему на Западе это практически нельзя сделать? Потому что, если я повышаю цены, то ко мне никто не пойдет. У нас конкуренция крайне маленькая, монополизм высок, слишком много перекупщиков, поэтому и цены растут. В результате идет торможение розничной торговли и сферы услуг, население начинает уходить в доллар», – констатирует экономист.
Москва, Ольга Радько
© 2014, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».