Малый и средний бизнес может получить дополнительно 1 трлн руб., если стимулировать его участие в закупках госкомпаний, рассчитали в Минэкономразвития. Для «Газпрома», РЖД, «Россетей» и «Автодора» разработают специальные партнерские программы. Они, в частности, будут предполагать выплату авансов малым поставщикам в размере 30%. Монополии от этой перспективы не в восторге, признают чиновники.
Сейчас малые и средние предприятия (МСП) обеспечивают только 10% заказов госкомпаний и инфраструктурных монополий, к концу 2014 года их доля должна возрасти до 15%, а еще через год составить четверть всех закупок, следует из уточненной версии «дорожной карты» расширения доступа МСП к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с госучастием, сообщает РБК.
Еще хуже дела обстоят с прямыми закупками – там на МСП приходится только 2% заказов. В планах Минэкономразвития – к концу года довести долю малого и среднего бизнеса до 5%, в 2015 году – до 10%, говорится в документе. «Дорожная карта» за подписью замминистра Евгения Елина направлена на согласование в правительство, сообщил представитель министерства.
В мае прошлого года правительство утвердило первый вариант «дорожной карты», согласно которому доля МСП в закупках госкомпаний к 2015 году должна была вырасти до 18%, к 2018 году – до 25%. Для прямых закупок показатели также были более скромными: в 2015 году предполагалось достичь показателя в 6% от общего объема, в 2018 году – 10%.
В декабре премьер Дмитрий Медведев обязал компании с госучастием свыше 50% до конца года провести заседания советов директоров для обсуждения нововведений. Госпредставители в советах директоров должны были проголосовать за проекты, предусматривающие увеличение компаниями доли закупок в электронном виде (в 2014 году – не менее 40% в общем объеме закупок, в 2015 году – не менее 45%).
Новая версия «дорожной карты» предписывает «Газпрому», РЖД, «Россетям» и ГК «Автодор» разработать партнерские программы с малыми и средними предприятиями, предусматривающие прозрачные критерии аккредитации МСП в качестве поставщиков и подрядчиков. Определить требования к таким программам к июню поручено Минэкономразвития, ФАС, Минтрансу и Минэнерго. Пилотные проекты должны стартовать уже в июле. Среди рекомендаций госкорпорациям – выплата МСП не менее 30% аванса от заказа.
Система закупок госкомпаний ориентирована на интересы крупного бизнеса, в первую очередь на дочерние компании заказчиков, отмечают разработчики «дорожной карты». Кроме того, пробиться к заказам госкомпаний малому и среднему бизнесу мешает «отсутствие у заказчиков простой и прозрачной системы закупок». Речь идет о внутренней коррупции, которая существует в крупных госкомпаниях, говорит вице-президент «ОПОРА России» Владислав Корочкин.
Правительство должно было регламентировать особенности участия МСП в закупках госкомпаний, их годовой объем и порядок расчета работ еще в прошлом году. Но из-за согласительных процедур и сопротивления «Росатома», «Газпрома» и РЖД принятие этого постановления пока откладывается на июнь-июль этого года, рассказал РБК замруководителя рабочей группы Агентства стратегических инициатив по мониторингу «карты» Сергей Ветохин.
«Мы не просто не препятствуем, а, напротив, делаем все, чтобы расширить возможности доступа малого и среднего бизнеса к нашим закупкам», – не согласен представитель РЖД. По его словам, компания разработала проект положения о закупках, он учитывает требования утвержденной в прошлом году «дорожной карты». Этим компаниям будет предоставляться ряд преференций, касающихся сроков заключения договоров после подведения итогов конкурса и сроков оплаты работ. Представитель «Газпрома» от комментариев отказался, в «Росатоме» получить комментарий не удалось.
Сейчас малый и средний бизнес либо активно закрывается, либо уходит в сопредельные государства с более благоприятными финансовыми и налоговыми условиями, говорит член генсовета «Деловой России» Сергей Фахретдинов. «Возможно, таким образом удастся хотя бы частично исправить это положение», – предполагает он.
Увеличение доли МСП в закупках в разы за такой короткий срок вряд ли возможно, сомневается глава профильной рабочей группы Национальной ассоциации института закупок Сергей Дашков. По его словам, крупные госкорпорации не заинтересованы в кратном увеличении числа контрактов. Кроме того, отсутствие заказчиков из МСП может быть обусловлено «объективным характером бизнеса».
Достичь поставленных показателей реально, говорит представитель Минэкономразвития. «В соответствии с 94-ФЗ о федеральной контрактной системе, заказчики были обязаны размещать только у субъектов малого предпринимательства не менее 10% заказов. При этом необходимо учитывать, что указанный контрольный показатель «дорожной карты» включает также закупки у субъектов среднего предпринимательства», – отмечает он.
Москва, Ольга Радько
Москва. Другие новости 08.05.14
Главный налоговик страны отчитался о заработках за 2013 год. / Баррель нефти подорожал до 100,77 доллара. / Обама предложил лишить Россию торговых и таможенных льгот. Читать дальше
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2014, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».