AMP18+

Москва

/

The Guardian: Запад сам пострадает от санкций против России Британские СМИ подсчитывают возможные убытки американских и европейский компаний

Экономические санкции и отстранение России от мировых рынков сильно ударит по западным компаниям. Пострадают нефтяные, авиационные, продуктовые предприятия, а также банковская сфера. Об этом пишет британская газета The Guardian (перевод РИА «Новый Регион»). По мнению издания, со своей стороны Россия тоже может сделать санкционный ответ, который негативно отразится на иностранных компаниях.

Падение «Боинга» может стать поворотным моментом в экономических отношениях Запада и России. Санкций становится все больше – в пятницу список расширился за счет 15 новых имен и18 организаций (в основном, компаний). В настоящий момент список включает официальных лиц, «сепаратистов» и государственные компании.

Между тем на этой неделе игра может измениться, потому что от ЕС ожидают введения «третьего уровня» санкций, касающихся целых секторов российской экономики. В течение прошлой недели дипломаты рассматривали предложения ограничить доступ российских госкомпаний к рынкам капитала, наложить эмбарго на поставку вооружений, запретить экспорт специального машинного оборудования и товаров двойного назначения (т.е., компьютеры и аппараты, которые могу быть использованы как в гражданских, так и в военных целях).

Одним из предложений ЕС было и распространение действия санкций на прошлые сделки. Речь шла, например, об аннулировании контракта о «Мистралях» Франции с Россией на 1,2 млрд евро.

Как отмечает издание, «закручивание гаек», конечно, повредит российской экономике, однако последствия прочувствуют на себе и европейские, и американские компании. Запад сотрудничает с Россией не только в энергетической и оружейной сфере. Например, 6000 немецких компаний действуют в России, в основном это малые и средние предприятия. Но в первую очередь удар будет по крупным компаниям, что покажет серьезность экономических последствий санкций.

Газета напоминает, что после истории с присоединением Крыма к России британская компания ВР настаивала на продолжении сотрудничества с Москвой. Доля ВР в российской «Роснефти» составляет 20% . Но сотрудничество стоит под вопросом с тех пор, как глава «Роснефти» Игорь Сечин вошел в санкционный список Запада. Запрет на экспорт европейских энергетических технологий расстраивает планы ВР на разработку арктического шельфа и рушит надежды России на революцию в этой сфере. При этом, как считает издание, санкции в сфере газовых технологий нежелательны для ЕС, так как Европа напрямую зависит от российского газа.

Американская Exxon Mobil помогает «Роснефти» добывать нефть в Сибири, в то время как нидерландско-британский концерн Shell работает с «Газпромом» над нефтяными и газовыми проектами на Дальнем Востоке. До сих пор этим компаниям удавалось избегать возможных угроз со стороны Москвы, но когда российские политики обсуждают ответные заморозки счетов, западные компании не могут это проигнорировать.

Россия может дать отпор санкциям, если заблокирует продажу металла, широко используемого в автомобильном и авиационном производстве. Особенно трудно тогда бы пришлось The Boeing Company, которая импортирует треть титана из России. Она была бы вынуждена срочно искать другого поставщика, что привело бы к повышению затрат или снижению производства самолетов. Если российская экономика будет рушиться, то Boeing будет в проигрыше. Компания рассчитывала поставлять в Россию продукцию на сумму больше 80млрд фунтов в течение 20 лет.

Британско-нидерландская компания продуктов питания и бытовой химии Unilever призналась на прошлой неделе, что бизнес в России был трудным. «Вы можете представить, почему», – высказался финансовый директор компании.

Unilever производит мыло Dove, чай PG Tips и Lipton, кубики Knorr и получает больше, чем половину доходов с развивающихся рынков, включая Россию. Быстрорастущий российский рынок, потребители которого очень любят чай, стал рекордсменом в Европе, в то время как в остальных странах континента продажи снизились. Unilever считает Россию крайне важной страной для долгосрочного плана компании удвоить доход.

Согласно данным Международного валютного фонда, Россия переживает экономический спад. В июне президент Unilever Пол Полман отметил, что рост прибыли в России упал с двойных цифр до одинарных, хотя компания сохранила долю на рынке.

Еще один пример зависимых компаний – Carlsberg, который продает около трети напитков в России, так как сотрудничает с российской пивоваренной компанией «Балтика».

Чизбургер из «Макдональдс» может быть самым веским доводом в российском суде этой осенью, после того, как представители Роспотребнадзора объявили продажу незаконной из-за «неудовлетворительных физико-химических показателей». Этот случай – удар по всем сетевым предприятиям быстрого питания в стране, где защита потребителей часто является делом политики. В последние годы в России запрещали грузинское вино и воду, польское мясо и европейские овощи – обычно это происходило в период политической напряженности.

В апреле три заведения «Макдональдс» были «временно закрыты» в Крыму. Также была инициатива лидера ЛДПР Владимира Жириновского, которого газета называет «политиком-националистом», закрыть этот фаст-фуд по всей России.

Антиамериканские действия – риск для компании «Макдональдс», которая считает Россию одним из семи лучших мировых рынков. «Макдональдс» не вернется в Крым, освобождая место для местной сети «РусБургер» с ее «Царь-чисбургерами».

Устранение России из мировой финансовой системы сильнее всего может ударить по Raiffeisen Bank, который особенно чувствителен к политической нестабильности. На втором месте среди пострадавших от санкций против России может оказаться французский Société Générale.

Малоизвестный в Британии австрийский Raiffeisen Bank является одним из крупнейших иностранных банков в России. Его эмблема хорошо знакома русским с 1996 года, когда он прорвался на рынок. Он заработал три четверти чистой прибыли за 2013 год в России и выдал кредиты на сумму в 13млрд евро.

Падение рубля, несоблюдение кредитных договоренностей и ослабление российских рынков облигаций могут иметь негативные последствия для западных банков. При этом многие европейские финансовые учреждения почувствовали бы последствия ухода России с рынков капитала. Согласно последним данным Банка Международных расчетов, европейские банки отчитались за 3/4 от всех одолженных России денег – около 155 миллиардов долларов – на конец марта.

Москва, Софья Метелкина

© 2014, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Балтия, Дальний Восток, Запорожье, Италия, Кавказ, Киев, Кишинев, Крым, Москва, Одесса, Приднестровье, Севастополь, Северо-Запад, Абхазия, Днепропетровск, Донбасс, Львов, Поволжье, Сибирь, Ужгород, Урал, Харьков, Центр России, Юг России, В мире, Конфликт на Украине, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Финансы, Экономика, Европа, Финансовый кризис,