Дорожный распил по-крупному
В Росавтодоре назревает крупный скандал, масштабы которого сравнятся с нашумевшим делом сердюковского министерства обороны. Судя по материалам расследования, проведенного журналистами «Совершенно Секретно», в руководстве этого федерального агентства есть персоны, которые помогают предпринимателям с очень сомнительной репутацией осваивать бюджетные миллиарды.
РИА «Новый День – НР» приводит эту публикацию полностью:
КРИМИНАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ ЗАМГЛАВЫ РОСАВТОДОРА
Качеством российских дорог вряд ли можно похвастаться. Да и работа Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ (Росавтодор) вызывает серьезные вопросы у руководства страны. «Совершенно секретно» удалось выяснить, в чем тут дело. Оказалось: к руководству ведомством рвутся настоящие «разбойники с большой дороги».
Претензий к Росавтодору накопилось много. Достаточно сказать, что подрядчики на строительство магистралей выбираются столь «удачно», что Росавтодору приходится каждую весну вводить сезонное ограничение на проезд по ним грузового автотранспорта – во избежание разрушения дорожного покрытия. Не лучше ситуация и зимой, когда движение регулярно останавливается из-за не расчищенных вовремя снежных завалов. Сам директор Росавтодора Роман Старовойт признал неэффективность работы привлеченных к расчистке подрядных организаций в период обильных снегопадов.
Рецепт вроде бы известен: надо сменить руководство. Однако, как удалось выяснить, за дезорганизацией работы Росавтодора стоит серый кардинал ведомства – заместитель директора Андрей Костюк. Именно он, пришедший на работу в декабре 2012 года, по данным осведомленных источников, пытается занять кресло Романа Старовойта, подставляя того под удар – причем с подачи замминистра транспорта Олега Белозерова. Работает Костюк старым проверенным аппаратным методом: с конца 2012 года благодаря ему лишились своих должностей более десятка региональных руководителей, сменены все четверо заместителей начальника Росавтодора и семь начальников управлений из восьми. Начальники управлений информационного обеспечения, строительства автомобильных дорог и административно-кадровой работы менялись по два раза, а начальники правового управления – даже трижды. Едва успела обжить свой кабинет введенная туда 11 февраля прошлого года Алина Малышева, как 22 апреля того же года ее сменил Андрей Сергеев, а после переименования структуры в Управление правового обеспечения и проектов государственно-частного партнерства, 11 декабря 2013 года, ее возглавила Елена Семенова.
Очевидно, что кадровая лихорадка никак не может помочь работе ведомства. Скорее – наоборот, дезорганизует его работу. Именно этого, уверяют анонимные источники ведомства, и добиваются Костюк и поддерживающий его Белозеров. Цель такой чехарды очень простая: Костюк, используя кадровые перестановки, замещает людей Старовойта, ставя по регионам своих людей, тем самым подготавливая почву под снятие нынешнего главы ведомства. Ведь ответственным за хаос на дорогах будет назначен Старовойт, которому придется уйти в отставку.
Как утверждают все те же осведомленные источники, Белозеров в сентябре собирается пойти с докладом к министру транспорта, чтобы снять Старовойта и назначить главой Росавтодора Костюка. Однако реально управлять ведомством не будет ни он, ни Белозеров, ни даже министр транспорта РФ Максим Соколов.
Хозяином Росавтодора окажутся продвигающие Костюка питерские криминальные авторитеты – в частности, трижды судимый за кражи, ограбления и разбойные нападения Владимир Голубев (более известный среди подобных себе как Бармалей). По оперативной информации, Бармалей хорошо знаком с замглавы ФДА еще по Питеру, когда молодой перспективный чиновник Костюк начинал карьеру в государственном учреждении «Дирекция транспортного строительства» при Комитете по благоустройству и дорожному хозяйству администрации Санкт-Петербурга. Сегодня Голубев, по словам тех же источников, через сына ведет дела с Александром Полукеевым, скандальным бывшим вице-губернатором Санкт-Петербурга, курировавшим в «нулевые» дорожную отрасль города – и карьеру чиновника Костюка.
СПРАВКА. Владимир Голубев. Боксер, бывший заключенный и фигурант книги Андрея Константинова «Бандитский Петербург». Он же Бармалей, Голубь и Сизый. Родился в 1955 году в городе Клинцы Брянской области. Был судим за кражи, ограбления и разбойные нападения. В первый раз получил шесть лет за кражу и мошенничество в 1975 году и отбыл срок полностью. В1983 году сел еще на шесть месяцев (по некоторым сведениям, за операции с документами), а в 1986 году Голубева отправили в тюрьму на десять лет с конфискацией имущества и двумя годами ссылки. Примерное поведение позволило ему выйти на свободу за 27 месяцев до окончания срока, а также избежать ссылки. Крупный петербургско-московский предприниматель. Пытался создать фонд социальной помощи военнослужащим, контролировал часть активов холдинга «Адамант» (40% торгово-развлекательных комплексов Петербурга). Акционер девелоперской компании Potok, которой принадлежит башня «Федерация» и другие активы бывшей Mirax Group Сергея Полонского. Учредил НПФ «Верный», ООО «Московские ворота», был главой представительства американской фирмы BIONT Corp. СМИ много раз отмечали его близость к Тамбовской группировке, криминальным авторитетам Кумарину и Малышеву. Впервые привлек внимание СМИ как близкий друг популярной телеведущей и мисс мира Оксаны Фёдоровой.
ВЛАДИМИР ГОЛУБЕВ (В ЦЕНТРЕ) ПО ПРОЗВИЩУ БАРМАЛЕЙ
Фото: Валерий Левитин. РИА «Новости»
КУРАТОР
В последние дни СМИ Петербурга вспомнили одного из любимейших своих героев прошедшего десятилетия. Речь идет о бывшем вице-губернаторе Александре Полукееве, который установил забор своей дачи ровно по кромке воды Финского залива, – на днях правительство Ленинградской области признало это незаконным. Видимо, поставить забор так, чтобы расстояние до воды составляло положенные законом шесть метров, ему было сложно. Волны должны плескать у крыльца, так у питерских вельмож повелось еще с петровских времен.
Впрочем, бывший вице-губернатор Полукеев полюбился журналистам Северной столицы не из-за банальной любви к барским замашкам, как в истории с забором. В 2010-м бежавший в Лондон от судебного преследования экс-глава дирекции по организации дорожного движения в Санкт-Петербурге (ГУ «ДОДД») Андрей Корчагин прямо обвинил Полукеева в создании системы откатов и преференций в сфере дорожного строительства. Вот что писал он на адрес Генпрокуратуры РФ: «Пользуясь высоким покровительством (Полукеева. – прим. ред.), фирмы не только выигрывали конкурс, но и, используя дешевые материалы, получали максимум прибыли и не отвечали за выполненные работы. Размеры злоупотреблений были настолько очевидны руководству города, что перед назначением меня на пост руководителя ГУ «ДОДД» передо мной ставилась цель – навести порядок в творящемся беспределе».
СПРАВКА. Александр Полукеев. Сотрудник аппарата полпреда в СЗФО. Родился в 1948 году в Хабаровском крае. В 1971 году окончил Рижский институт инженеров гражданской авиации по специальности «экономика и организация воздушного транспорта». 1982-1989 годах работал замом гендиректора по кадрам и быту Ленинградского производственного объединения «Ленмясопром». 1989-2003 годах – работал в Агропромышленном комитете Ленинграда (Санкт-Петербурга) и на ведущих предприятиях города. С ноября 2003 года – глава администрации Московского района Санкт-Петербурга. С 2006 по 2009 год замещал должность вице-губернатора Санкт-Петербурга. До настоящего времени работает в аппарате полномочного представителя президента РФ в СЗФО.
То есть, вице-губернатор слишком долго занимался в Петербурге надзором и контролем за дорожной сферой. Настолько долго и скандально, что его вынуждена была уволить тогдашний губернатор города Валентина Матвиенко – даже несмотря на то, что Полукеев был с ней знаком со времен комсомольской юности.
Впрочем, «весь он не ушел». По имеющимся сведениям, Полукеев за годы кураторства дорожной сферы и ЖКХ Санкт-Петербурга сумел найти среди своих молодых подчиненных фигуру, которая и по сей день продолжает аккуратно складывать господряды в глубокие карманы партнеров его семьи. Речь об уроженце Амурской области Андрее Костюке, который в декабре 2012 года был назначен замом начальника Федерального дорожного агентства (Росавтодора).
СПРАВКА. Андрей Костюк. Замдиректора Федерального дорожного агентства (ФДА). Родился в Тынде Амурской области в 1979 году. В 2001 году окончил Военно-транспортный университет железнодорожных войск РФ по специальности «мосты и транспортные тоннели», в 2008 году – Северо-Западную академию государственной службы по специальности «государственное и муниципальное управление». С 2002 по 2006 год работал в Санкт-Петербургском государственном учреждении «Дирекция транспортного строительства» при комитете по благоустройству и дорожному хозяйству администрации г. Санкт-Петербурга, где занимал должности специалиста 2-й и 1-й категорий, инженера, инженера 2-й и 1-й категорий, замначальника отдела транспортных сооружений. Наиболее вероятно, что их пути с Полукеевым пересеклись именно в это время. С 2006 по 2012 год замначальника, а затем начальник Федерального казенного учреждения (ФКУ) «Федеральное управление автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» (Росавтодора). В декабре 2012 года был назначен заместителем руководителя Федерального дорожного агентства. В 2009 году награжден юбилейным нагрудным знаком «В память 200-летия Управления водяными и сухопутными сообщениями», в 2013 году – знаком отличия «За вклад в развитие Ленинградской области».
БЛАГОДЕТЕЛЬ
Кстати, подобно большинству таких чиновников, Александр Полукеев, известен как человек, набирающий в команду либо «своих», либо рекомендованных влиятельными людьми. С чего вдруг он поспособствовал назначению на столь хлебную должность никому не известного молодого специалиста из Тынды? Именно этим вопросом задались журналисты после появления Костюка в федеральных структурах Росавтодора. И вскоре в СМИ появились публикации, что за молодого чиновника походатайствовал старый партнер Полукеева – трижды судимый криминальный авторитет и бизнесмен Владимир Голубев.
Говорят, Голубев обратил внимание на Костюка в 2005 году, когда решил заняться дорожным строительством. Умея в нужные моменты быть чрезвычайно обаятельным, Бармалей, по сообщениям СМИ, быстро очаровал молодого чиновника, они неоднократно встречались, устраивали совместные пикники на природе, посещали очаровательных девушек и собачьи питомники (Голубев серьезно увлекается разведением собак и помог протолкнуть на пост главы Российской кинологической федерации еще одного своего друга – продюсера и каскадера Александра Иншакова. – прим. ред.).
На первый взгляд никакого практического интереса у Голубева тут не было. Ведь в это же самое время Бармалей прекрасно наладил общий бизнес с семейством Полукеева. Согласно информации, полученной из баз «СПАРК» и ЕГРЮЛ, в том же 2005 году он учредил ООО «Российские дороги» совместно с сыном Максимом Жуковым и компаньоном Сериком Уразовым. Гендиректором компании была назначена Юлия Серых – особо доверенное лицо Бармалея, основной менеджер, а зачастую и соучредитель в структурах Голубева и Жукова.
Так, Жуков и Серых, совместно с г-ном Сергеем Пузиковым, владеют в общей сложности 40% ООО «Транспортное объединение «Азимут». ТО «Азимут» обслуживает строительство дорог: продает и доставляет песок, щебень, асфальт, строительный и растительный грунт. Ранее Жуков был единоличным владельцем ТО «Азимут», но предпочел распылить пакет: сейчас, по данным ЕГРЮЛ, компанией владеют (помимо Жукова), Андрей и Артем Кушнаревы, Александр Мироненко и хозяин 25%, некто Андрей Александрович Полукеев, приходящийся Александру Полукееву… родным сыном.
СПРАВКА. Андрей Полукеев. Предприниматель. Родился в 1983 году. Закончил механико-машиностроительный факультет Петербургского политеха. Полукеев-младший в 2010-м был соучредителем ряда фирм, таких как ООО «Астра», ООО «Идеал-стандарт», ООО «Коко тревел» и ООО «СХП Северо-Западный рыбный поток» (по данным СМИ, в частности корреспондентов «Фонтанка.Ru». – Прим. ред.). По данным информационного агентства «Руспрес», в 2000 году задержан милицией с героином, фигурировал в уголовном деле по ч.1 ст. 228 УК РФ. В 2010 году, по публикациям СМИ, проходил по делу об убийстве владельца ТРК «Пулково-3» Михаила Карачева вместе с известным петербургским авторитетом Владимиром Кулибабой. Последний знаком с Владимиром Голубевым еще с 1990-х годов, когда был одним из лидеров группировки Константина Яковлева (Костя Могила). Кулибаба отрабатывался правоохранительными органами в качестве организатора убийства Карачева, следствие рассматривало версию заинтересованности структур Полукеева-старшего в этом убийстве.
Всего же Максим Жуков (он же Бармалей-младший) совместно с Андреем Полукеевым, согласно базам «СПАРК», стали владельцами минимум восьми компаний. Среди них ООО «Астра», ООО «ФотоАльянс», ООО «Черепица» и пять клонов «Черепицы», отличающиеся только нумерацией в названии (ООО «Черепица-2» и т. д.). Это не считая вышеупомянутого ТО «Азимут», где Жуков предпочел избавиться от четверти компании в пользу Полукеева-младшего.
Сложно счесть это случайностью. Скорее здесь прослеживается, как за спинами молодых людей свои дела ведут бывший зам. губернатора Полукеев и бывший рецидивист-уголовник Голубев. Впрочем, и сам Полукеев-младший, по сообщениям ряда СМИ, не чужд криминальному миру Петербурга.
Так зачем Голубеву, при таких тесных контактах с семьей Полукеевых, какой-то Костюк? Все очень просто: проницательный Бармалей прекрасно понимал, что питерский вице-губернатор и его сын немногим менее одиозны, чем он сам, и путь на федеральный уровень им заказан. А тут юноша с совершенно чистой биографией и безупречным послужным списком! Такой должен продвигаться по карьерной лестнице без задержек, что и происходит.
СТРАННЫЕ СБЛИЖЕНЬЯ
Но долг платежом красен, и некоторые компании, по мере взлета Костюка, внезапно начали выигрывать миллиардные подряды на ремонт и обслуживание дорожной сети. «Удача» очень узкого круга предпринимателей перемещалась вслед за летящим чиновником – сначала ряду фирм накапало от Федерального управления автомобильных дорог «Северо-Запад», затем уже от самого ФДА. Ведь подрядчиков и субподрядчиков в сфере автодора много (в одном только Петербурге крупных и известных на рынке – порядка 30. –пПрим. ред.), есть из кого выбрать, и цену сбить, но вот везет именно этим юрлицам. Причем год за годом. На миллиарды.
Возьмем, к примеру, петербургское ЗАО «Буер». ЗАО является крупнейшим подрядчиком санкт-петербургской «Дирекции транспортного строительства» (СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства») и ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Севзапуправтодор»). На деятельность обоих госпредприятий оказывал влияние Андрей Костюк. В «Дирекции транспортного строительства» он работал в 2002-2006 годах, в ФКУ «Севзапуправтодор» – с 2006 по 2012 год.
Так вот: в 2011 году ЗАО «Буер» получено более 6 млрд рублей по госконтрактам, в 2013 году – более 7 млрд рублей. Итого, порядка 13 млрд всего за два года.
Причем ГУВД Петербурга проводило проверки, чиновники пытались взыскать с «Буера» многомиллионные суммы за «незаконное обогащение» (напомним о словах бежавшего чиновника о том, что фирмы «получали максимум прибыли», используя дешевые материалы. – прим. ред.). Но не получилось – ЗАО отбилось, иск отозвали. Почему, неясно: ведь Александр Полукеев давно лишился поста вице-губернатора – работая в Северо-Западном полпредстве президента, влиять на распределение городских заказов или отзыв проверок ему теперь куда труднее.
Наиболее вероятна версия о том, что у компании есть иной покровитель, занимающий более высокую должность в центре. Например, замглавы Росавтодора.
Однако мало выигрывать конкурсы, надо еще и получать вовремя асфальт, песок и щебень, мазут и технику, нанимать рабочих. Для этого у ЗАО «Буер» есть постоянный и основной партнер – ЗАО «Держава».
ВСЕ СВОИ
Холдинг «Держава» специализируется на строительстве, в нем есть, помимо ЗАО, еще и одноименное ООО «Держава-капитал». Этими двумя организациями владеют Сергей Ткачев, Татьяна Давыдкина, Серик Уразов и Максим Жуков. Двое последних, как помните, – друг и сын Голубева. Сам Бармалей, хоть и живет в столице, вряд ли забросил все дела на малой родине – зачем, когда деньги сами идут в руки? Да и сын крутится.
Кстати, в базах «СПАРК-Интерфакс» не содержится информация о физических лицах – владельцах ЗАО «Буер». Реестры этой фирмы там вообще отсутствуют, известен только директор – Андрей Кузнецов. Некоторое косвенное представление можно получить, проанализировав состав дочерних структур «Буера». Одной из них является ООО «Трансстройкапитал», другой – ООО «КБ «Финансовый капитал». Директор «Трансстройкапитала» – компаньон семьи Голубевых-Жуковых Андрей Кушнарев (соучредитель в не менее чем десятке компаний наряду с Максимом Жуковым), он же вместе с директором ЗАО «Буер» Андреем Кузнецовым и другими физическими и юрлицами – акционер банка «Финансовый капитал».
Впрочем, влияние фирм, аффилированных с Голубевыми и Полукеевыми, уже распространилось за пределы Петербурга. Получение ими весомых подрядов на дорожное строительство и ремонт, реконструкцию мостов, совпало по времени с карьерными успехами… Кого бы вы думали? Правильно, все того же безупречного господина Костюка. Анализ уже проведенных и утвержденных конкурсов выглядит вполне однозначно: компании, связанные с этими лицами через четкий круг их партнеров, получили от Росавтодора явное конкурентное преимущество.
Показательна, например, схема, примененная ими в Псковской области. Петербургское ООО «ДорСтройИнжиниринг», принадлежащее уже упомянутым Максиму Жукову, Серику Уразову и Сергею Ткачеву, без внешних причин сменило участников. Ими стали другие, впрочем, также упомянутые выше бизнесмены, близкие семье Бармалея – Мироненко и Кушнарев. Учредителей разбавили Владимир Лейман и ООО «Развитие» (25%). А теперь, как водится, внимательно следим за руками. ООО «Развитие» целиком принадлежит офшору «Лабиб трейдинг лтд.» с Британских Виргинских островов. Однако владельцем компании сначала была уже известная Юлия Серых (доверенный менеджер Жукова), а после продажи офшор сохранил ее на посту гендиректора. Можно предположить, что бенефициары офшора и компании «Развитие» – все те же Голубев и Жуков, а также члены их окружения.
ООО «Развитие» принадлежит 15% в ООО «Псковское дорожное управление», которое за счет госбюджета ведет строительство дорог в Псковской области. Здесь, правда, Голубеву и Жукову пришлось делиться: 51% в ООО «Гранит Нева» – у кипрского офшора «Пертиниа консалтинг лтд.». И было чем поделиться: «Псковское дорожное управление» в 2013-м (после перехода Костюка в Росавтодор) покупает ОАО «Дорожно-эксплуатационное управление № 1». Которое практически сразу же после этого поглощения выигрывает конкурс на «выполнение работ по содержанию автодорог общего пользования регионального значения и искусственных дорожных сооружений на них», расположенных в Северной зоне Псковской области. На эти работы ОАО получило 1,19 млрд рублей бюджетных средств. Бинго!
ВЫГОДНАЯ ИНВЕСТИЦИЯ
Наиболее выпукло распространение влияния Андрея Костюка проявилось в «Дальневосточном контракте» для уже названных выше структур. ООО «Развитие» контролирует 30% в ООО «СГК-Автострада», 70% у «Стройгазконсалтинга» Зияда Манасира. ООО «СГК-Автострада», ранее не выигравшее ни одного крупного тендера, после назначения нового замглавы Росавтодора, уже в 2013 году получило более 6,5 млрд рублей от структур ведомства. Причем речь в этом случае идет не о Северо-Западном регионе, где влияние Костюка и, соответственно, получение подрядов структурами Голубева и Полукеева стали почти что правилом. «СГК-Автострада» предстоит строительство мостового перехода через реку Марха автодороги «Вилюй» через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска в Республике Саха (Якутия) и реконструировать дорогу М-56 «Лена» на участке Невер – Якутск.
Эти два конкурса на 6,5 млрд рублей близкие к Голубеву и Жукову при скрытой, но заметной поддержке замглавы ФДА уже выиграли. Сейчас ООО «СГК-Автострада» допущено к следующему конкурсу в том же Дальневосточном регионе – еще на 2,4 млрд рублей. Победитель конкурса пока не определен, но мы вряд ли ошибемся, предположив, что местным чиновникам не по силам остановить экспансию голубевских предприятий – тем более, подкрепленных мощным финансовым ресурсом Манасира (в данном регионе) и административным – Костюка.
Чего ожидать дальше от такого альянса? Вполне вероятно, что он обратит на дорожное и мостовое строительство более пристальное внимание. А при помощи давно сработавшихся Владимира Голубева (Бармалея), Александра Полукеева и «восходящей звезды» Росавтодора Андрея Костюка откусить весомый кусок этого рынка ему будет несложно. При этом, как говорят осведомленные источники, Костюк уже покупает недвижимость и земельные участки, строя на них дворцы. Вот только как все это согласуется с антикоррупционными законами и правилами поведения чиновников, прописанными в ФЗ «О государственной гражданской службе»?
Москва, Ангелина Попова
© 2014, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».