Продуктовый рынок России «опасно либерален» С прилавков магазинов скоро может исчезнуть кофе
В России всегда будут в наличии жизненно необходимые товары, несмотря на санкции и антизападное эмбарго. Однако с полок магазинов могут исчезнуть не только экзотические продукты, но и кофе. Об этом сегодня на пресс-конференции рассказал заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Николай Власов.
«Как санкции я это не воспринимаю – я это воспринимаю как наезд», – начал Власов. При этом он выразил уверенность, что нам не стоит опасаться ограничительных мер. На данный момент Россия может обеспечить себя жизненно необходимыми продуктами – «еды у нас достаточно уже сейчас». По его словам, об этом говорят цифры – Россия экспортирует десятки миллионов тонн зерна и больше миллиона тонн рыбы. Однако кофе, финики и мясо кенгуру в перспективе могут исчезнуть из наших магазинов.
Тем не менее, как считает Власов, импортозамещение отечественными продуктами реально. «Торговых партнеров у России было 167 стран, и во многих странах достаточное количество аттестованных мероприятий», – сообщил Власов. По его словам, теперь страны, которым ранее мешали конкуренты на российском рынке, могут наладить партнерские отношения. В первую очередь, это Казахстан и Белоруссия. «Есть общий российский рынок, на нем Белоруссия конкурировала с ЕС. Конкуренция спала, и белорусской продукции идет больше», – констатировал он.
В то же время он обратил внимание, что в настоящее время ведутся активные переговоры и с другими странами. «Такие контакты ведутся с десятками стран. Прежде всего, это регионы, которые производят много пищи», – сказал Власов. Это страны Латинской Америки, Китай, Северная Африка (правда, в отношениях с Африкой Россия сама выступает как активный экспортер).
Однако Власов отметил, что и внутри страны происходят изменения – «выстраивание производственных процессов». Например, не полностью разрушенные предприятия активируются, а также строятся новые заводы.
Между тем на отечественном рынке продовольствия есть проблемы. «У нас сейчас не очень хороша правовая среда – почти не дает преимуществ добросовестному производителю», – отметил Власов. По его выражению, пока продуктовый рынок в России «опасно либерален», то есть опасен в прямом смысле для здоровья граждан нашей страны.
Основная проблема – недобросовестность производителей, за которой трудно уследить. «Если бы контрольные функции государства были полноразмерными, как они и должны быть, то у нас сформировалась бы селективная среда, которая поддерживала бы добросовестного производителя», – считает Власов.
При этом замглавы Россельхознадзора выделил наиболее «опасные» сферы, за которыми требуется тщательный надзор. Во-первых, мясная промышленность: часто встречается набитая вредными антибиотиками птица, а также протухшая свинина. Также зачастую неизвестно, из чего делают тушенку в консервах.
Во-вторых, молочная промышленность. «Сейчас молочная продукция не сертифицируется <…> там очень много фальсификаций», – сказал Власов и подчеркнул, что если от плохой свинины человек может умереть за неделю, то некачественные молочные продукты ведут к незаметному разрушению организма и медленной смерти.
В-третьих, рыбная промышленность – слишком много браконьеров и незаконных сделок, что ставит под сомнение качество рыбы.
Не все гладко и с товарами из Белоруссии. «89% того, что идет из Белоруссии в РФ, имеет белорусское происхождение. Остальное – переклейки и небелорусское сырье, переработанное белорусами», – отметил Власов. Однако он обратил внимание на то, что из импортированных белорусских продуктов 3,3% не соответствуют санитарным и ветеринарным требованиям – особенно это касается молочной продукции.
Другая проблема ЕЭС – разные базы правового регулирования. Одни законы для пересечения границ с казахами или белорусами, а другие – внутри РФ; в одной стране гиперпроизводство, а в другой – недопроизводство. Каждая страна имеет свой бюджет и собственные риски, поэтому сложно говорить об унифицированном торговом пространстве. «Когда-то это все сойдется, но процесс стандартизации нескорый», – считает Власов.
Чтобы избежать подобных проблем, вводят электронный ветеринарный сертификат. В отличие от «бумажного», система будет работать быстрее и эффективнее. Это не просто удостоверение безопасности, но и идентификация происхождения продукции. «Важно не столько (хотя и оно важно) происхождение коровы, сколько результаты обследования этой коровы», – сказал Власов.
Если старая система осложняла проверку (на запрос о проверке уходила как минимум неделя), то новая позволяет узнать «историю» коровы еще до перевоза ее в магазин. Власов подчеркнул, что «этот документ никуда не пересылается, он существует в одном месте <…> – в федеральной базе данных». Так как его не пересылают, то и подделать факты станет невозможно. Система уже успешно работает в Хабаровском крае, в Москве переходят на новые условия.
Москва, Софья Метелкина
© 2014, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».