Politico: Лоббирование интересов России за рубежом стало неэффективным Третий срок Путина и украинский кризис перечеркнули все усилия PR-агентов
Кремль оплачивает улучшение своего имиджа за рубежом, и зарубежные PR-агентства многое сделали для этого. Однако крымские события и украинский кризис перечеркнули все усилия, и теперь Россия информационно не защищена. Об этом пишет Politico Magazine (перевод NDNews).
Действительно ли в «Холодной войне» выиграли американцы, или она «просто закончилась?», задается вопросом издание. Есть много вариантов на этот вопрос – в том числе и «армрестлинг» стран.
Газета обращает внимание на историческое лоббирование российских интересов в Вашингтоне. Во-первых, это отдельные симпатизирующие России персоны – такие как конгрессмен-республиканец от Калифорнии Дана Рорабакер. За 20 лет он проделал путь от «последнего воина «Холодной войны» до «приятеля сердитого русского медведя».
Конгрессмен выступает в США ярым защитником российской позиции, отмечает газета. Например, о расширении НАТО он говорит как о «не самом продуманном шаге», а о санкциях – как нарушающих налаживание диалога. По поводу украинского конфликта Рорабакер высказался так: «Я не считаю правомерным обвинять во всем Россию».
Для Вашингтона, который опасается Путина, и не знает, как с ним вести дела, это довольно радикальная позиция, однако последовательная. Это напоминает доктрину разрядку Киссинджера, которая предусматривала диалог и поиск общих точек, оценивает газета.
«Я думаю, что если бы нас с Россией было больше общего в сотрудничестве, мы могли бы избежать отношений, которые в данный момент на мели», – сказал Рорабакер. По его словам, США не стоит «пытаться восставать против него (Путина)» и делать все для собственного агрессивного имиджа.
Однако, пишет Politico, таких ярых защитников России в Америке немного. Особенно это чувствительно в момент политической напряженности, усиливающихся санкций и валютной катастрофы. Остальным сторонникам Кремля за рубежом официально и хорошо платят за PR, отмечает газета. Однако, в основном, это «масса поверхностных и неэффективных PR-деятелей и лоббистов», которые много лет старались придать глянцевую обложку российскому имиджу.
Самый яркий пример – огромное PR-агентство Ketchum, поясняет издание. За последние девять лет оно получило от Кремля больше 60 млн долларов. Однако, очевидно, результат не соответствует затраченным деньгам: сегодня к России относятся хуже, чем в 2006 году – в начале сотрудничества с Ketchum. Согласно опросу CNN, 69% американцев видят в России агрессора.
Сотрудничество с Ketchum началось на саммите G8 в Санкт-Петербурге в 2006 году, добавляет газета. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков выбрал эту компанию, чтобы улучшить имидж России после перекрытия подачи газа на Украину.
Сначала PR-агентство оправдывало себя, отмечает Politico. Например, компания организовывала интервью с американскими центрами и официальными лицами, печатались нужные статьи в крупнейших газетах, велась активная пропаганда. В том числе, была создана информационная онлайн-платформа ModernRussia (в настоящее время thinkRUSSIA). Ketchum, к тому же, подписал выгодный контракт с «Газпром Экспорт».
Но несмотря на усилия, этого было недостаточно для хорошего имиджа, считает издание. Агентство Ketchum не соглашалось на такие «топорные» методы, как прямой подкуп американских журналистов и передача денежных конвертов нужным людям. Это не нравилось представителям Кремля, и они перестали следовать рекомендациям Ketchum. В 2008 году российский посол в США Сергей Кисляк проигнорировал советы агентства.
Как считает издание, именно это стало причиной проигрыша российской PR-кампании в конфликте Южной Осетии в 2008 году. Были попытки продвигать информацию о том, что именно Грузия первой начала боевые действия, но это не помогло.
Примерно с 2010 президент США Барак Обама объявил политику «перезагрузки» отношений с Россией. Начало было неплохим: подписаны договоры о сокращении ядерного оружия, начались переговоры о вступлении России в ВТО и пр. Однако все усилия пиарщиков стали аннулироваться после вступления Владимира Путина в должность президента РФ на третий срок, пишет газета. Суровые меры в отношении оппозиционеров в 2011-2012 годах сыграли против имиджа страны.
К тому же Москва в ответ на «закон Магнитского» приняла закон, запрещающий гражданам США усыновлять российских детей. В совокупности с «репрессиями» демократических организаций, это вновь разрушило международный имидж России, считает газета.
Сейчас лоббирование в Вашингтоне – тонкое дело. Это многомиллионное предприятие, где анонимно сотрудничают целые фирмы юристов и спин-докторов. Это уже сфера услуг, в которой бывает трудно различить чьи-либо интересы.
«Раньше этим занимался только один человек», – отметил президент Фонда по правам человека Тор Халворссен. «Теперь это многочисленные PR-фирмы, которые несут чушь», – сказал он.
Лоббирование российских интересов в США ведется сейчас не слишком широко, добавляет Politico. Помимо Ketchum с Россией сотрудничает агентство APCO Worldwide, в 2010 году заключившее контракт с «Техснабэкспортом». В 2003 году старший консультант APCO Питер Ханнафорд выступал представителем новостного агентства «РИА Новости».
За период 2011-2014 было несколько успешных PR-акций, пишет издание. Например, статья Путина в газете New York Times от 11 сентября 2013 года, в которой критиковалась доктрина американской исключительности. В статье акцентировалось, что удар США по сирийскому режиму способен разрушить баланс системы международного права.
Однако с февраля 2014 года (т.е., с момента событий в Крыму и на Украине) никакие пресс-релизы не способны спасти имидж России, подчеркивает Politico.
По мнению газеты, Россия, в конце концов, будет вынуждена снова обратиться к PR-агентам. Но сейчас ситуация выглядит удручающей: контракт Ketchum с «Газпромом» был расторгнут прошлым летом. Недавно представитель Ketchum в интервью Politico Magazine пояснил, что «а силу нынешней геополитической обстановки очень непросто заниматься PR для экономического продвижения России, поэтому у нас нет планов деятельности в США».
Москва, Софья Метелкина
© 2015, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».