«Оптимизируем оптимизаторов!» В Москве прошел митинг в защиту образования
Сегодня в Москве прошел митинг в защиту образования. Как передает корреспондент NDNews, побывавший на месте событий, представители школ и вузов, профсоюзов и родителей потребовали прекратить реформы образования и отставки руководителя Департамента образования Москвы Исаака Калины.
Мероприятие прошло мирно, собралось около 250 человек. Участники акции протеста озвучили, в первую очередь, проблемы снижения финансирования школ и университетов, слияния образовательных учреждений, а также сокращения вузовских и школьных штатов и ненормированного рабочего графика для учителей и преподавателей.
Отдельно высказались защитники школ для детей с особенными возможностями здоровья. Инициатор петиции, адресованной вице-премьеру РФ Ольге Голодец – учитель Ольга Погонина подчеркнула, что система подушевого финансирования бьет как по коррекционным и надомным школам, так и по самим детям с ограниченными возможностями здоровья.
«Судьба коррекционных подразделений, которые сливаются в комплексы, незавидна. Они всегда являются нежелательными структурными подразделениями, которые из бюджета не финансируются», – сказала она и добавила, что продолжаются сокращения педагогов-корректоров. «Каждую неделю-две получаю сообщение от знакомых (педагогов), что кого-то сокращают», – отметила она.
Представитель ШНО № 371, одна из организаторов мероприятия Светлана Островская, также прокомментировала ситуацию с надомными школами. «Скорее всего, с 1 июня школы (№ 371) не будет. В школе осталось 14 детей и примерно 10 учителей. Им вручили уведомление об увольнении, ни единого приказа нет – то есть, самоликвидация», – сообщила она NDNews.
В акции протеста приняли участие многие преподаватели вузов. Профессор, доктор географических наук Вячеслав Шупер отметил, насколько сильно упало качество образования в университетах. «Бакалавры совершенно непрофессиональны, это полуучки, на которых нет никакого спроса на рынке труда – зачем было ломать существующую эффективную систему?!» – заявил он.
При этом, по его словам, индекс научного цитирования (т.н. «индекс Хирша») не имеет «никакого отношения к подлинной научной ценности опубликованных работ».
Он описал негативные последствия реформ образования: например, в МПГУ проходят сокращения (на кафедре экономической географии вместо 20 осталось 5 преподавателей), при этом по новым правилам оплачивается только ведение лекций и семинаров, а прием экзаменов, руководство дипломными работами и пр. – «за свой счет».
Как прозвучало на митинге, в университетах группы становятся больше, а количество лекторов сокращается – соответственно, падает качество обучения. Преподавателям приходится выполнять ненужную «бумажную» работу, которая отнимает личное время.
«У меня полпятого пары заканчивались, а я сидел до 9-10 вечера. Дополнительно никто не оплачивает – считается, что учебно-методическая нагрузка входит в общую», – заявил один из преподавателей.
В итоговой резолюции участники митинга потребовали ввести пятилетний мораторий на реформы образования и прекратить реорганизацию учебных учреждений. Протестующие призвали обеспечить минимальный уровень зарплат (для учителей – не ниже средней зарплаты работников промышленности, для преподавателей вузов – в два раза больше). Также речь шла о государственных гарантиях для детей, чтобы образование проходило не зависимо от места жительства и с учетом особенностей здоровья.
Некоторые выступающие призвали поддержать отставку руководителя департамента образования Москвы Исаака Калины.
«После осенних акций протеста никаких изменений в политике ни федеральных властей, ни департамента образования не произошло. Более того, и ситуация в образовании в целом, и социально-экономическое положение его работников продолжают ухудшаться», – констатировал общественный деятель Павел Кудюкин.
Стоит отметить, что 6 июня в Москве запланирован очередной митинг «За науку и образование», на котором вновь прозвучат требования об увеличении финансирования образовательных учреждений и повышения «доверия к ученым».
Москва, Софья Метелкина
© 2015, РИА «Новый День»