Литва стремится к «энергетической безопасности» и возлагает надежды на терминал в Клайпеде, чтобы снизить зависимость от «Газпрома». Однако пока не ясно, вызовет ли это положительный экономический эффект. Об этом пишут старший сотрудник Института Маккейна Эрик Брэттберг и специалист по европейско-балтийским отношениям в Гарвардском университете Лука Орескович в статье для британской газеты The Financial Times (перевод NDNews).
Даже до присоединения Крыма к России «энергетическая безопасность» была модным термином в Европе, пишут авторы. Но хотя многие европейские лидеры призывали к снижению газовой зависимости от России и диверсификации поставок энергоресурсов, практические достижения были медленными.
Однако украинский кризис привнес новый импульс для рывка к энергетической безопасности, полагают эксперты. «Энергетический союз» теперь стоит на высшей политической повестке в Брюсселе, активно обсуждается возможность соединить энергетические сети Европы.
Особенно это видно на примере Литвы, которая долгое время «чувствовала давление» России, полагают Брэттберг и Орескович. Наряду с соседними Эстонией и Латвией, Литва десятилетиями практически полностью зависела от «Газпрома». А после закрытия последней АЭС в 2009 году страна импортирует почти три четверти энергоресурсов в основном из РФ.
Теперь же страна собирается изменить ситуацию – в ноябре 2014 года был подготовлен к эксплуатации терминал природного сжиженного газа в порту Клайпеды. Его функция – принимать сжиженный газ, затем регазифицировать и поставлять уже в натуральном виде на внутренний рынок. Литовская компания Litgas уже подписала соглашение с норвежской Statoil на ежегодную поставку 540 миллионов кубов газа (в год Литва потребляет порядка 3 млрд кубометров газа, – прим. NDNews).
Для Вильнюса проект служит ясной политической и стратегической цели – это уменьшает зависимость от «Газпрома», отмечают авторы. В перспективе терминал может позволить не только полностью обеспечить внутренний рынок, но и 90% энергетических потребностей всех трех прибалтийских стран.
Однако имеет ли это смысл с экономической точки зрения? Критики утверждали, что Клайпедский терминал нежизнеспособен, и цена на газ будет выше, чем у «Газпрома». При этом загрузка производственных мощностей терминала составляет всего 15%, что вряд ли позволит достичь экономической эффективности. К тому же, успех будет зависеть от ценовой политики «Газпрома» и уровня спроса из Латвии, Эстонии и Украины.
Однако присутствие терминала уже сбивает цену «Газпрома» на газ, пишут эксперты. Кроме того, запланировано слияние двух компаний – Litgas и Lietuvos Duju Tiekimas. По оценке Брэттберга и Оресковича, это позволит быстрее построить систему, объединяющую газовый поток из Литвы с Польшей и Латвией, и увеличит безопасность энергоснабжения.
Однако есть беспокоящий фактор: теперь, когда терминал построен, литовское правительство должно отступить и позволить бизнесу вливать новые инвестиции. Только в таком случае ситуация не обернется тем, что литовские налогоплательщики просто будут оплачивать более дорогие счета во имя энергетической и национальной безопасности.
Авторы полагают, что Западу следовало бы больше помогать в этом Литве. США было бы выгодно экспортировать сжиженный газ в Европу, а ЕС необходимо продвигаться в строительстве газовых сетей, включая систему подводного газопровода Baltic Pipe между Данией и Польшей.
Москва, Софья Метелкина
Москва. Другие новости 17.06.15
За «Исламское государство» сражаются около 5 тысяч россиян. / Вблизи аэропорта «Шереметьево» сгорел рейсовый автобус. / СКР: Против гендиректора «СУ-155» возбуждено уголовное дело. …по факту неисполнения им обязанностей налогового агента. Читать дальше
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2015, РИА «Новый День»