WSJ: Почувствовав власть, Асад может столкнуть русских и иранцев В долгосрочной перспективе у Москвы и Тегерана интересы не совпадают
Сейчас Россия и Иран действуют заодно в сирийской войне, однако их долгосрочные интересы не совпадают. В будущем президент Сирии Башар Асад, почувствовав угрозу власти, может столкнуть русских и иранцев. Об этом пишет американская газета The Wall Street Journal (перевод NDNews).
Участвуя в сирийском конфликте, Россия объединила усилия с Ираном, отмечается в статье. Однако будет ли альянс длительным, или это всего лишь временное совпадение интересов?
В военной сфере российские ВВС, радиоэлектронная разведка и вооружение прекрасно дополняются сухопутными войсками и разведкой Ирана, полагает издание. К тому же, в ближайшей перспективе у государств есть общая цель – не допустить падения режима Асада и вернуть Дамаску часть утерянных территорий.
Однако в долгосрочной перспективе стратегии Тегерана и Москвы сильно различаются, продолжает газета. В первую очередь это касается Сирии. «До сих пор России и Ирану удавалось довольно успешно создавать видимость того, что их планы в Сирии совпадают. Но это впечатление обманчиво», – считает специалист по Ближнему Востоку Института политических исследований в Париже и бывший дипломатический советник премьер-министра Франции Жан-Пьер Филью.
По оценке издания, участие в сирийском конфликте вписывается для Москвы в ее глобальную стратегию создания многополярного мира и восстановления статуса мировой державы. Особенно важно для Кремля не допустить «цветных революций» по украинскому или египетскому сценарию. По мнению The Wall Street Journal, Москва поддерживает Асада именно для того, чтобы показать: смена режима в России также недопустима.
Иран же, в отличие от России, остается революционно настроенной страной, стремящейся преобразить этот регион и поддержать власть шиитов на всей территории до Ливана и Йемена, обращает внимание издание. Так, иранская власть открыто призывает к смене режима в Саудовской Аравии и в других монархических государствах Персидского залива, не говоря уже об уничтожении Израиля. Поэтому основные мотивы участия Ирана в сирийском вопросе – ослабить некоторые государства и поставить там своих ставленников-шиитов.
«Цели, стоящие перед этими двумя странами, совершенно разные и не способствуют созданию союза», – считает эксперт Королевского института международных отношений в Лондоне Николай Кожанов. По его мнению, Иран – ненадежный союзник еще со времен СССР, а в Сирии их отношения приобретут соревновательный характер.
Как пишет издание, Тегеран поддерживает режим Асада, но в то же время значительная часть иранской помощи идет на поддержку военизированных формирований проправительственных ополченцев, которые скорее лояльны к своим иранским спонсорам, нежели к Асаду. России же важно восстановить боеспособность именно армии президента.
«России приходится иметь дело с сирийским правительством, каким бы слабым оно ни было, как бы его ни критиковали – ей необходимо ощущение легитимности. Как крупная держава, она не хочет организовывать действия ополченцев, ей нужен лишь один партнер», – пояснил старший научный сотрудник и аналитик Международного института стратегических исследований в Бахрейне Эмиль Хокаем. По его оценке, в отличие от русских, иранцы зачастую действуют независимо от правительства Сирии, а спонсируют ополченцев для того, чтобы было кем заменить Асада.
По некоторым оценкам, почувствовавший уверенность Асад может столкнуть русских и иранцев, если почувствует угрозы для собственной власти.
Москва, Анна Федорова
© 2015, РИА «Новый День»