Модернизация «РЖД» переехала на депозит …вместо реконструкции Транссиба и БАМа
Выделенные в прошлом году 50 млрд рублей на модернизацию Байкало-Амурской и Траснсибирской магистралей «РЖД» почти полностью были отправлены на банковский депозит под проценты. Как выяснила Счетная палата РФ, расход по этой программе составил лишь 3,7 млрд рублей или 7% от полученной суммы из Фонда национального благосостояния.
Как сообщил аудитор Валерий Богомолов, по договору, заключенному между ОАО «РЖД» и банком «ВТБ», на остаток средств ФНБ за 2015 год были начислены проценты – 4,2 млрд рублей. «Полученные проценты учтены обществом в составе доходов от финансовой деятельности и расходуются в целях обеспечения текущей деятельности», – пояснил аудитор.
Согласно отчету аудитора, в 2015 году «РЖД» не соблюдались запланированные сроки строительства объектов инвестпроекта. Из 88 объектов, где предусматривалось выполнение строительно-монтажных работ в 2015 году, договоры были заключены лишь по 73. При этом, как показала проверка Счетной палаты, на 30 из них работы вообще не проводились.
При этом в нарушение требований Градостроительного кодекса по 9 объектам, на которых выполнялись и оплачивались строительно-монтажные работы, отсутствовала утвержденная проектно-сметная документация и разрешения на строительство.
В ходе проверки был выявлен ряд нарушений законодательства о закупочной деятельности. При проведении конкурсов ОАО «РЖД» не соблюдались требования федерального закона № 223-ФЗ: на официальном сайте в составе конкурсной документации не размещалась проектно-сметная документация; по ряду конкурсов отсутствовало обоснование предельной цены; также не соблюдались сроки заключения отдельных договоров по итогам проведенных конкурсов.
Распоряжением ОАО «РЖД» утверждено Типовое положение о корпоративном стандарте осуществления договорной работы между дочерними обществами ОАО «РЖД», позволяющее осуществлять закупку товаров, работ и услуг без проведения дополнительных процедур выбора поставщика. «Данное распоряжение противоречит 223-ФЗ в части расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупках товаров, работ и услуг для нужд заказчиков, развития добросовестной конкуренции», – пояснил Богомолов.
По итогам выступления аудитора председателем Счетной палаты Татьяной Голиковой было отмечено, что решение о направлении средств ФНБ на финансирование проекта по модернизации инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей не было проработано. График финансирования проекта составлен без учета фактических сроков подготовки документов, необходимых для его реализации. Средства ФНБ были выделены ОАО «РЖД» при отсутствии проектно-сметной документации и результатов технологического и ценового аудита.
«Финансирование проекта за счет средств ФНБ не повлияло на сроки реализации проекта. Выделенные средства не поддержали соответствующие отрасли экономики. Таким образом, выделение в 2015 г. в рамках Антикризисного плана средств ФНБ в сумме 50 млрд. рублей на финансирование проекта не обосновано», – резюмировала Голикова.
Москва, Анастасия Смирнова
© 2016, РИА «Новый День»