AMP18+

Москва

/

Эксперт: Новая идеология России – ордеризм Демократии нужны новые Рузвельты, Аденауэры и Монне для «спокойного духа соперничества»

В России сформировалась новая идеология «ордеризма», нашедшая отклик даже в западном обществе. Она основана на патриотизме и традиционных ценностях в противовес западной демократии – однако и у нее есть «темная» оборотная сторона медали. Об этом пишет политический обозреватель Die Zeit Йохен Биттнер в статье для американской газеты The New York Times.

«В своем расцвете коммунизм утверждал, что капитализм предал рабочего. Итак, новый боевой клич Москвы в том, что демократия предала избирателя?», – пишет эксперт.

В статье Биттнер предлагает ввести новый тип идеологии, сформировавшейся при президенте РФ Владимире Путине, – «ордеризм» (англ. «orderism», от order – порядок, приказ, дисциплина – прим.ред.).

«Ордеризм бросил вызов демократии во многих частях мира – в Турции, Польше, Филиппинах. Но Россия г-на Путина верит, что обладает авторским правом на эту формулу и рассматривает его как верхушку клина, который она пытается вбить между западными странами», – говорится в статье.

По оценке Биттнера, основная предпосылка новой идеологии в том, что либеральная демократия и международное право не соответствуют своим обещаниям. «Вместо того, чтобы создать стабильность, они производят неравенство и хаос. Светская религия, которой поклоняются в западных парламентах, стала следствием глобализации (или, в случае ЕС, европеизации). Эти верования, согласно ордеристам, упускают оборотную сторону медали», – пишет автор.

Очевидным последствием либерализма, включая открытые границы и международную торговлю, стали потеря рабочих мест и массовая миграция. В то же время либеральные общества потрясла «ментальная безграничность»: под сомнение поставлены традиционные ценности, отныне никакие привычки, обычаи или институты не священны. «Та же самая мягкость, которая позволяет продажу марихуаны, однополые браки и награждения бородатого трансвестита по имени Кончита Вурст, победителя конкурса песни Евровидение 2014, терпит воинствующий исламизм в пределах западных границ», – считает Биттнер. Ордеризм предупреждает, что подобный моральный упадок предшествовал краху империй – автор напомнил о Нероне, который любовался горящим Римом.

Ордеризм, по словам эксперта, утверждает также, что международное право разбивается о принцип подчинения сильнейшему. Даже Запад придерживается международного права только тогда, когда это удовлетворяет его интересам – в противном случае США, его союзники и НАТО обходят закон. В качестве примера Биттнер приводит события на Украине в 2014 году, когда США сами поощряли и финансировали переворот в Киеве, поставив у руля послушных политиков.

«Таким образом, акт самообороны для России, в мировоззрении ордериста, – это защитить крымский полуостров с его обширным российским морским портом, увеличить военные расходы, проводить регулярные военные учения вдоль границ РФ-НАТО», – отмечается в статье.

При этом, по мнению автора, сама идеология основана на патриотизме, традиционных гендерных ролях, православии, военной мощи и «благосклонном царе». У ордеризма может не быть столь же высоких экономических показателей, как у либерализма, но его сторонники настаивают на том, что единство и общий дух дисциплинированной нации (orderly nation) позволят пережить неизбежный спад Запада.

Тем не менее, сам Биттнер полагает, что за лицом ордеризма скрывается «нечто гораздо более темное». «Порядок привлекателен до тех пор, пока не начинает душить и затем репрессировать. Неумеренные автократы делают самых слабых и уязвимых козлами отпущения и обращаются к международным проблемам, чтобы отвлечь внимание от проблем внутри страны. Общество ломается, страх господствует. Ордеризму в конечном счете не удается исполнить собственные обещания», – утверждает Биттнер.

Однако удивительно то, что ордеризм находит отклик среди избирателей в США и в Европе – это и кампания Дональда Трампа, обещающего «жесткий порядок», и решение британцев покинуть Евросоюз во избежание пугающей глобализации. «Часть трудностей, связанных с ордеризмом – то, что он идеологичен, но не является идеологией. Он подвижен, прагматичен и циничен – его смысл и ценности меняются в зависимости от обстоятельств», – полагает автор статьи.

По его оценке, Запад может извлечь урок из борьбы с коммунизмом – ему следует ответить на критические замечания, а не просто отклонить их как «продукт коварного антилиберального мировоззрения». «Если рабочие места потеряны, а террористических атак все больше, у демократических политиков должны быть крепкие нервы и свежие идеи, как выполнить необходимые ремонтные работы. В этом новом столкновении мировоззрений нам нужно новое поколение Рузвельтов, Аденауэров и Монне – лидеров, которые бросят вызов ордеризму, не набрасываясь на его сторонников. Спокойный дух соперничества – это то, что может снова сделать демократию великой», – заключается в статье.

Москва, Софья Метелкина

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, В мире, Общество, Политика, Россия,