AMP18+

Москва

/

Stratfor: Разборки ФСБ – еще один стресс-фактор для Кремля Путин опасается, что силовые структуры могут бросить ему вызов

ФСБ пытается расширить свои полномочия, не всегда согласовывая действия с президентом РФ – об этом, в частности, свидетельствуют последние разборки с СКР. В этой связи глава государства опасается, что силовые структуры могут пойти против него. Об этом пишет аналитическая компания Stratfor.

«За стенами московского Кремля – темный мир заговоров и интриг», – начинается статья аналитиков Stratfor.

Сегодня Россия – страна с проблемами, поскольку постоянная рецессия вызывает негодование российского населения, западные санкции продолжают негативно влиять на экономику, а Москва втянута в локальные конфликты на Украине и в Сирии. «Кремль сталкивается с критическим испытанием на предстоящих парламентских выборах в сентябре. Этот настоящий шторм кризисов углубил существующие надломы в Кремле, особенно между его либеральными и ястребиными фракциями, оставив Путина уязвимым на всех фронтах», – говорится в статье.

По традиции, высокопоставленные элиты не критикуют президентскую политику, пишет автор. Однако за последние месяцы жесткая риторика велась как «ястребами», так и либералами, «ставя под сомнение политику Путина и сокращение вознаграждений, которые он может предложить элите и лоялистам на фоне страшной экономической ситуации». Stratfor также отмечает, что с начала правления Путин ставил близких людей для контроля большинства стратегических и прибыльных активов России. «Система пронизала почти все отрасли российского бизнеса и правительства, но она провисает под давлением на страну и его лидера», – говорится в статье.

Издание напомнило о серьезных перестановках региональных руководителей 28 июля – всего было 13 отставок и 9 назначений. В статье отмечается, что многие из них – выходцы из ФСБ, КГБ и члены Росгвардии. «Изменения могут быть попыткой Кремля поставить на региональном уровне людей, которые могут вытянуть сторонников правящей партии Путина «Единая Россия» на выборах в сентябре, предотвратив также протесты», – считает автор.

По оценке аналитической компании, Следственный комитет РФ – структура, которая может вести дела против самых влиятельных людей страны, поэтому на нее многие стремились повлиять. Так, глава СКР Александр Бастрыкин долго лоббировал за расширение полномочий для ведомства – например, в 2014 году он предлагал включить в ее состав все отделы по расследованию финансовых преступлений, против чего выступила ФСБ.

Нынешние меры ФСБ, возможно, представляют собой попытку сосредоточить власть и одновременно заставить замолчать Бастрыкина, который открыто выступал против Путина, спецслужб и военных, полагают аналитики компании.

При этом, если верна информация РБК о том, что Путин «не заказывал» этих нападок, то «ФСБ провела забастовку на высшем уровне прежде, чем проконсультировалась с российским президентом – это что-то невообразимое для элит Кремля», пишет Stratfor.

Издание также напомнило, что вскоре разгорелся скандал и вокруг главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова, у которого обнаружили миллионы рублей и сотни тысяч евро, а также дорогие и редкие картины. При этом Бельянинов – один из близких друзей Путина, государственный чиновник высшего ранга, включенный в кампанию ФСБ по борьбе с коррупцией.

«Суровые меры коснулись не только власти – ФСБ также стремится усилить контроль над экономическими и финансовыми решениями и активами», – добавил автор.

Кроме того, действия ФСБ позволяют устранять конкурентов, полагает Stratfor. И прежде чем обвинять конкурирующие службы безопасности, ФСБ провела чистку в собственных рядах.

Не менее запутанны разборки с главой «Роснефти» Игорем Сечиным, продолжает издание. Судя по всему, заявляет Stratfor, отношения Путина и Сечина в последние годы были прохладными. После падения цен на нефть Кремль все сильнее давил на «Роснефть», что привело к конфликтам, включая вопрос о приватизации «Башнефти».

Бросая вызов Кремлю, Сечин сильно рискует, отмечается в статье. Так, в октябре президент уже уволил главу РЖД Владимира Якунина, что поразило и окружение, и аналитиков. По некоторым оценкам, этот шаг также был предупреждением Сечину, которого он не послушал.

Тем не менее, Путин опасается вступать в борьбу с Сечиным, полагает аналитическая компания. В последнее время глава государства, судя по всему, охвачен опасениями. В апреле он создал личную армию – Росгвардию, – которую возглавил бывший начальник службы его охраны Виктор Золотов. Известны также истории о разборках Золотова с ФСБ – в 2015 году, после убийства оппозиционера Бориса Немцова, слухи эти достигли пика. Тогда же Владимир Путин исчез на десять дней, и в кулуарах говорили о борьбе между ФСБ, Золотовым, Путиным и главой Чечни Рамзаном Кадыровым.

Рассуждая о «темной сфере кремлинологии», ответ можно получить только когда победитель становится очевидным, говорится в статье. По словам Уинстона Черчилля, кремлевские интриги – это «борьба бульдогов под ковром». Сегодня же «паникующая спецслужба» пытается взять под контроль сокращающиеся российские финансовые потоки, чтобы увеличить власть и богатство. Вызовет ли это конфликт с Путиным, или силовые структуры укрепятся настолько, что смогут бросить вызов российскому лидеру? «В любом случае это еще один стресс-фактор для Кремля, и так охваченного целой чередой кризисов», – заключается в статье.

Москва, Анна Федорова

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, В мире, Политика, Россия, Путин Владимир,