AMP18+

Москва

/

Большой куш: фонд UCP продолжает судебную атаку на «Модный континент»

Управляющий директор UCP Виктория Лазарева выступила свидетелем по делу между фондом UCP и сейшельской компанией «Сисал». Дело с июня 2016 года рассматривается в Арбитражном суде Воронежской области, о чем неоднократно сообщалось в СМИ.

С 2008 года Виктория Лазарева – партнер фонда United Capital Partners (UCP) Ильи Щербовича, имеющего в бизнес-среде сомнительную репутацию, а его деятельность, по оценкам наблюдателей, похожа на корпоративный шантаж. Зона ответственности Лазаревой в фонде – частные инвестиции. «Виктория успешно руководила созданием высокодоходного портфеля частных инвестиций UCP и отвечает за его управление», – отмечается на сайте компании.

До прихода в фонд Щербовича Лазарева более 10 лет успешно трудилась в банковской сфере. Начинала свою карьеру в нью-йоркском офисе Cambridge Partners L.L.C. В 1997-2003 годах она занимала должности в группе корпоративных финансов в Лондонском офисе Deutsche Bank AG. Затем три года (в 2003-2006-м годах) руководила департаментом корпоративных финансов в Объединенной финансовой группе (UFG) и еще два года, в 2006-2008 годах, занимала аналогичную должность в Deutsche Bank. Отвечая за работу инвестиционно-банковских подразделений UFG и Deutsche Bank, Лазарева руководила проектами в потребительском секторе, розничной торговле, недвижимости, фармацевтике и в сфере медицинских услуг.

Виктория Лазарева была членом Совета директоров отечественных компаний, успешных в разных отраслях экономики. В их числе «Модный Континент» (сеть магазинов одежды), «Седьмой Континент» (сетевые продуктовые супермаркеты) и «Монокристалл» (предприятие по выпуску синтетических сапфиров).

Успешной карьере Лазарева, как отмечается на сайте UCP, обязана, в том числе, хорошему образованию. В свое время она окончила Санкт-Петербургский химический институт им. Попова, а также получила степень MBA в Стэнфордском университете (США).

Долгое время Лазарева была одним из самых известных отечественных инвестиционщиков. Её хорошо знали на рынке розничной торговли, журналисты обращались к ней за комментариями как к эксперту в этой области. Но в последнее время все изменилось. Виктория превратилась в одного из главных доверенных лиц Ильи Щербовича в устраиваемых им корпоративных скандалах. Похоже, Лазарева продала свою безупречную репутацию, и сегодня называть ее инвестбанкиром можно лишь по формальным признакам.

Опасный крен в сторону гринмейла в деятельности Лазаревой наметился после провальной сделки UCP с сетью «Монарх». В 2011 году фонд Щербовича купил 36% компании у ее владельца Ярослава Живова за $100-120 млн. Это была крупнейшая сделка на обувном рынке. Благодаря инвестициям Живов собирался увеличить число «точек» сети в России и на Украине в 2,5 раза, до 400. Однако вышло не по плану Живова и UCP – у «Монарха», напротив, начался спад. В тот момент Лазарева заявляла: у обувной сети нет понимания, как ей развиваться в России. И потому якобы было решено сосредоточиться на украинском сегменте «Монарха», который в итоге обанкротился.

Объясняя произошедшее, Живов рассказывал, что с приходом фонда в компании разладилось корпоративное управление. «У нас были разные подходы к ведению бизнеса и достижению результатов», – заявлял позже бывший владелец «Монарха» в интервью «Коммерсанту». Эксперты, к примеру, топ-менеджер «Эконики» Сергей Саркисов, добавляли, что фонд UCP был всеядным инвестором. А потому стремился лишь к преумножению собственных вложений, но никак не к развитию «Монарха».

В недавнем интервью «Ведомостям» Щербович заявил, что единственной неудачной сделкой его фонда была та, что заключалась с компанией «Монарх». «Все остальные были хорошие», – сказал президент UCP. Таким образом, автором главного провала фонда Щербовича могла быть именно Лазарева. Поэтому, вероятно, ей и пришлось поставить под удар свою некогда заслуженную репутацию инвестбанкира и пойти на сделку с Щербовичем.

Президент UCP в последний год предпринимает не просто активные – агрессивные – шаги, чтобы распродать активы в России. По версии СМИ, Щербович может пребывать в панике от внимания отечественных спецслужб к его сомнительной бизнес-деятельности и поэтому намерен в ближайшее время перебраться в США. При этом бизнесмен, действуя в стиле, очень похожем на гринмейл, остается верен себе – оказывает давление на партнеров, чтобы, вероятно, продать свою долю в компаниях по завышенной стоимости.

В числе попавших под прицел Щербовича – семья экс-губернатора Тульской области Владимира Груздева (подал в отставку в феврале 2016 года), которая является контролирующим акционером сети магазинов одежды «Модный Континент». В свою очередь у фонда UCP – доля сети в размере около 26 процентов.

С июня нынешнего года в Арбитражном суде Воронежской области рассматривается дело UCP и зарегистрированной на Сейшелах фирмы «Сисал Артис Холдингс Инк.» Участники процесса предъявляют взаимные претензии, а в качестве третьей стороны к спору привлечена компания «Модный Континент» и семья Груздева.

По оценке наблюдателей, это дело очень похоже на сфабрикованное, причем самим UCP, а Лазарева выступает в нем как главный свидетель. Причем, как свидетель со стороны «Сисал». Фактически она выступает на стороне своих оппонентов, делая все, чтобы доказать якобы принадлежность Владимира Груздева к бизнесу «Модного континента». При таких показаниях UCP»Сисалу» выиграть дело не составит труда, полагают эксперты.

Более того, в своих свидетельских показаниях в Арбитражном суде Воронежской области Виктория Лазарева заявила, что она еще «является акционером холдинговой компании». В этой ситуации получается, что к Лазаревой обращается ответчик с запросом, в котором просит подтвердить сведения, на основании которых он собирается взыскать с компании, где работает Виктория Лазарева, некую сумму, а акционер холдинговой компании и руководящий сотрудник российского подразделения UCP Лазарева подтверждает данные сведения и излагает аргументы против своей же компании.

Закономерно возникает вопрос – а можно ли доверять свои инвестициитоп-менеджеру, который даже не учитывает интересы соей компании?

Не менее странной выглядит ситуация и с участием (или не участием) Лазаревой в процедуре заключения опциона в январе 2016 года. По ее собственным словам, она не вела переговоры с «Сисал», а финансовые инструменты такого рода обычно не требуют ее вовлечения, поскольку у нее другая «немножко сфера ответственности». «Я узнала об этой сделке где-то в начале года, когда … позвонил и спросил, что ты думаешь по поводу цены $380 за Модный. Я сказала, да, подписывай», – говорила Лазарева.

Довольно странно, что с директором, который возглавляет направление частных инвестиций, не была согласована продажа 10% этих самых инвестиций, а также основные условия предстоящей сделки.

В судебном споре есть и другие моменты, указывающие на то, что фонд Щербовича и «Сисал» оппоненты лишь в кавычках.

Во-первых, это выбор UCP региона для обращения в суд – Воронежская область, где находится представитель «Сисал», а не Москва или Московская область, где зарегистрирован представитель UCP. Почему вдруг фонд Щербовича решил сыграть на «чужом поле»? Кстати, сам «Модный континент» ходатайствовал о переносе рассмотрения дела в Московский регион, но ему было отказано. Во-вторых, скорость и порядок рассмотрения дела: встречный иск сейшельской компании суд принял к рассмотрению еще до того, как состоялось первое предварительное заседание по заявлению фонда Щербовича. В-третьих, конечные бенефициары фирмы «Сисал» неизвестны, что позволяет предположить ее аффилированность с фондом UCP.

Вот и получается, что суд в Воронеже может оцениваться как давление на семью Груздева со стороны Щербовича. Скорее всего, глава UPC хочет продать семейству экс-губернатора свою долю в «Модном Континенте» и наверняка по завышенной стоимости. А Лазарева ему в этом активно помогает: 5 октября она появилась в качестве свидетеля со стороны «Сисал» и давала показания четыре часа.

Впрочем, участвовать в публичном корпоративном конфликте фонда Щербовича Виктории Лазаревой не впервой. Об этом может свидетельствовать ее роль в провальной сделке UCP с обувной сетью «Монарх» в 2011-2013 годах. Весной 2013 года фонд купил 48% акций популярной отечественной соцсети «ВКонтакте». Практически сразу возник конфликт между новым акционером и одним из основателей «ВКонтакте» Павлом Дуровым. Фонд обвинил последнего в растрате корпоративных финансов. Эта скандальная история широко известна всем.

Виктория Лазарева не раз от имени фонда заявляла в интервью, что инвестиции во «ВКонтакте» – ни в коем случае не краткосрочные, но фонд удачно продал свои акции уже через год после того, как развязал корпоративную войну.

Собственная репутация инвестбанкира, похоже, все меньше волнует Лазареву. По всей видимости, намного больше ее беспокоят результаты расследований ее деятельности правоохранительными органами РФ и американских органов юстиции. Особенно, учитывая, что Лазарева является гражданкой США и Великобритании.

Москва, Илья Блинов

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, Россия, Скандалы и происшествия, Финансы, Экономика,