Дагестанские олигархи Зиявудин и Магомед Магомедовы, некогда занимавшие лидирующие позиции в рейтинге журнала Forbes «Короли госзаказа», оказались в центре скандала в родном Дагестане. Вместо многократно обещанных миллиардных инвестиций в экономику республики, предприимчивые бизнесмены лишь осваивают бюджетные средства, отмечается в статье Бюро политического анализа, которое публикует газета «Новые Известия».
Как пишет «Кремльньюс», в середине мая в правительстве Дагестана обсуждался вопрос развития курорта «Матлас». На реализацию этого проекта власти возлагают большие надежды – как на «локомотив для туристско-рекреационного кластера республики». Генеральный директор АО «Курорты Северного Кавказа» Олег Горчев на заседании озвучил обращение зампреда правительства РФ Александра Хлопонина: инвестору «Матласа» – проработать вопрос дальнейшего развития курорта. «Резидентом заявлены достаточно серьезные цифры с точки зрения инвестиций в особую экономическую зону», – напомнил Горчев. Хотя инвестор назван не был, но ни для кого не секрет, что в проекте участвует группа «Сумма» дагестанских олигархов братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых.
«Сумма» включилась в проект в 2013 году. С этого момента Магомедовы начали проявлять недюжинную активность в Дагестане – казалось, не осталось ни одной сферы деятельности, в которой они не заявились бы хотя бы с одним инвестиционным проектом. Сейчас пиар-активность братьев в регионе практически сошла на нет. Можно было бы подумать, что озвученные планы постепенно реализуются. Но фактические претензии Хлопонина к «Матласу» в равной степени можно отнести и к остальным масштабным проектам Магомедовых в Дагестане.
Камень преткновения
Презентация горнолыжного курорта в 2013 году проходила в шатре на туристической площадке на плато Матлас с участием представителей руководства республики, администрации района, журналистов, а также друзей, родственников и коллег Зиявудина Магомедова. Пышный праздник в горах под лезгинку и другие номера фольклорных коллективов Хасавюрта и Хунзахского района устроил сам олигарх. Осенью 2014 года шатры раскинулись на Матласе вновь – уже для закладки первого камня комплекса «Матлас». Мероприятие прошло не менее пафосно.
Если представители власти наперебой рассказывали, каким важным является проект для всего Дагестана, то представители бизнес-сообщества – о том, каким роскошным будет курорт. По словам Зиявудина Магомедова, «Сумма» должна была вложить в строительство комплекса около 200 млн евро. За три года на площади 16 тысяч кв м предполагалось построить комплекс со СПА-центром и полем для игры в гольф.
Председатель совета директоров компании «Матлас» француз Лоран Коломбани был настроен еще оптимистичней. Он сообщил, что «если все будут помогать», то с работами управятся менее чем за три года. Теперь же СМИ все чаще тиражируют другую информацию – о том, что горнолыжный курорт «существует разве что в отдаленных планах», а Дагестан безнадежно отстал от соседних регионов в плане конкурентоспособности в туристическом секторе. Действительно, практически все сроки вышли, но на Матласе так ничего и не сделано.
Припортовые мечты
В конце декабря 2013 года между ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» (ММТП) и ООО «Порт-Петровск», входящее в группу «Сумма», было подписано соглашение о намерениях по развитию Махачкалинского морского транспортного узла. Планы были масштабные – реконструировать существующие объекты портовой и припортовой инфраструктуры и построить новые, создать площадки для обработки и хранения грузов, модернизировать транспортно-логистическую инфраструктуру, чтобы увеличить объемы мощностей ММТП по перевалке грузов.
Единственный незамерзающий глубоководный порт России на Каспии уже давно стоит в плане приватизации, но никак не перейдет в частную собственность. А на него у Магомедовых были весьма серьезные виды – братья давно хотят создать транспортно-логистический холдинг, куда бы вошли железнодорожные перевозки, порты и судоходная компания, чтобы взять под контроль транзит товаров из Европы в Азию и обратно.
Особенно «Сумму» интересовала перевалка нефти. «Порт-Петровск» даже приобрел для этих целей несколько земельных участков по соседству с территорией порта и заявил о готовности инвестировать в проект $300 млн.
Но вот прошло три с половиной года, а реализация масштабного проекта по созданию перевалочного терминала не сдвинулась с места, несмотря на поручение президента России и содействие со стороны федерального центра, в том числе Министерства транспорта РФ.
Стройка на века
Чувство патриотизма, видимо, отказало Зиявудину Магомедову и, когда он провалил следующий открытый с помпой проект – строительство духовно-просветительского центра имени пророка Исы. На его территории должны были появиться резиденция муфтия, реабилитационный центр, библиотека, круглосуточная бесплатная столовая, а также много других объектов, в том числе даже школа и детский сад. При этом мечеть имени пророка Мухаммада обещала стать самой крупной в Европе.
Начиналось все именно с мечети, под строительство которой была отведена площадка в 20 гектаров около автотрассы Махачкала – Аэропорт. Власти дагестанской столицы пытались таким образом решить вопрос с загруженностью основных магистралей города во время совершения еженедельного коллективного намаза у мечетей Махачкалы.
Когда на народные средства уже был заложен фундамент здания, Зиявудин Магомедов объявил, что берется завершить строительство собственными силами.
«Всевышний нам дал человека, который взял на себя дальнейшее завершение строительства комплекса. Это бизнесмен Зиявудин Магомедов, который изъявил такое желание – завершить начатое нами с помощью Всевышнего богоугодное дело», – сообщал осенью 2015 года радостную весть тогдашний имам центральной мечети Махачкалы Магомедрасул Саадуев. А накануне сам муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев сообщил о том, что финансирование продолжения строительства духовного центра взял на себя Магомедов.
Однако сегодня на месте «стройки века» стоят лишь неподвижные краны. В республике говорят, что Зиявудин Магомедов объясняет задержку со строительством центра неприятностями у группы «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП), контрольный пакет которой принадлежит через Novoport Holding Ltd. «Транснефти» и «Сумме». Как известно, НМТП стал жертвой мошенничества владельцев и менеджмента «Внешпромбанка», в котором компания, объединяющая несколько российских портов, держала 18,7 млрд рублей. Итогом этого громкого скандала стал вынесенный в середине мая этого года приговор суда, по которому за хищение 113,5 млрд рублей экс-президент «Внешпромбанка» получила девять лет колонии общего режима.
Но есть одна существенная неувязка – проект духовного центра в Дагестане проходил как благотворительный. При этом, судя по словам источников, которых цитирует пресса, в благотворительном фонде «Суммы» – «ПЕРИ» – признались, что бюджет на проект строительства центра даже не закладывался.
В этой ситуации получается, что Зиявудин Магомедов, мягко говоря, ввел в заблуждение уважаемого муфтия. Причем дважды: когда пообещал финансирование и когда объяснял причину, почему не может завершить строительство.
Убойный цех вместо мегафермы
Самым масштабным заявленным, но нереализованным проектом «Суммы» в сельскохозяйственной отрасли Дагестана стал агротехнопарк «АгроДагИталия», пышная церемония закладки первого камня в фундамент которого прошла осенью 2012 года. Частные инвесторы должны были вложить в проект не менее 14 млрд рублей – на строительство крупнейшего в стране птицекомплекса по производству 50 тысяч тонн мяса птицы и 650 млн яиц в год, на возведение мегафермы для содержания коров мясных и молочных пород, а также на растениеводческий комплекс. В результате в республике появилось бы 16 тысяч новых рабочих мест.
Первоначально региональные власти в «АгроДагИталию» поверили и даже выделили агротехпарку огромные площади. Влияние на это решение, очевидно, оказал зять Магомедовых – депутат Госдумы Умахан Умаханов, который был назначен куратором проекта. По некоторым данным, сейчас он перестал появляться на заседаниях парламента – пережидает в Европе расследование масштабных хищений при строительстве стадиона «Арена Балтика» в Калининградской области, в которых замешаны компании «Суммы». А «АгроДагИталия» почил в бозе. В марте 2015 года республиканский Минсельхоз констатировал, что строительство производственных корпусов инвестиционного проекта так и не началось.
Как сообщают СМИ, теперь «АгроДагИталия» сосредоточилась только на производстве мяса традиционного для региона мелкого рогатого скота в горах. А там, как говорят эксперты, ничего масштабного построить нельзя – максимальный объем инвестиций не превысит и 2 млн долларов.
Другим сельхозпрожектом «Суммы» стал комплекс по переработке риса мощностью 50 тысяч тонн в Кизлярском районе. Уже на этапе обсуждения стало понятно, что рис в таком количестве регион не производит, и компания Магомедова предложила пока инвестировать средства в строительство чеков, т.е. заплатить работникам, чтобы те распахали отведенный участок земли, и оросительной системы, которая бы залила пашню водой. Это было в 2014 году, и на деле – строительство комплекса так и не завершено, а об участии в проекте группы Магомедовых ничего не слышно.
Короли прожектов
Ждали власти Дагестана и обещанных инвестиций в развитие хоккея в республике, и строительство ледового дворца, и появление велотрека, с идеей которого в 2014 году выступал сам Зиявудин Магомедов. Также не создано предприятие на базе рыбного порта. Минимум на два года затягивается строительство культурно-образовательного центра «Периметр» в Махачкале с обещанным объемом инвестиций в 1 млрд рублей, а ведь на словах Зиявудин Магомедов в развитии республики делает ставку именно на талантливую молодежь.
Как отмечает издание, единственное, что получается у братьев Магомедовых в родном Дагестане, это осваивать бюджетные средства. Дочерняя компания «Суммы» – «Мостоотряд-99» – в последние годы получала большинство госзаказов в одной из самых коррупциогенных сфер – строительстве автодорог. Правда, эксперты обращали внимание, что в сравнении с ежегодными контрактами на несколько миллиардов рублей, собственные вложения группы в развитие дорожно-строительной инфраструктуры региона ничтожно малы.
Хотя и в освоении бюджетных средств «Сумму» тоже успешной не назовешь. Сразу несколько государственных структур, в том числе Росавтодор, отказались от сотрудничества с входящей в группу Магомедовых компанией «Стройновация» за систематический срыв сроков выполнения работ. В то же время компанию «Глобалэлектросервис» вообще обвиняют в хищении нескольких сотен миллионов рублей при строительстве уже упомянутого стадиона «Арена Балтика» и выводе их в оффшор. В рамках расследования в офисе компании прошли обыски, арестованы ее представители, а также несколько калининградских чиновников.
Громкие коррупционные скандалы делают практически нереальным возвращение группы «Сумма» в рейтинг «Форбс» «Короли госзаказа». Зато братья Магомедовы могут рассчитывать на первое место в рейтинге «Короли по закладке камней в разного рода проекты, превращающиеся в прожекты».
Москва, Всеволод Игнатьев
Москва. Другие новости 13.07.17
Треугольник Россия-НАТО-Украина: обострение начинается. / ФАС внимательно изучит возможность слияния «Яндекс-такси» и Uber. / Ягоды оказались ни при чем: наро-фоминская семья отравилась чем-то другим. Читать дальше
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2017, РИА «Новый День»