российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Понедельник, 29 апреля 2024, 05:01 мск

Новости, Кратко, Популярное, Интервью

Архив
Ценители молдавского вина: Онищенко нужно было судить за «Слезы монаха» еще 10 лет назад

В среду депутаты Госдумы РФ поддержали запрет на ввоз в Россию коньяков, вин и минеральной воды из Молдавии и Грузии. Таким образом, народные избранники вслед за главным санитарным врачом страны Геннадием Онищенко подтвердили претензии, существующие к качеству продукции этих стран.

Напомним, с 27 марта 2006 года Роспотребнадзор запретил поставки и продажу в России вина и виноматериалов из Молдавии и Грузии. Главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко также распорядился изъять из продажи ранее ввезенные грузинские и молдавские вина. По его данным, в Москве 47% молдавских и 59% грузинских вин не соответствуют нормативам.

Как передает корреспондент «Нового Региона», решение российских властей в первую очередь ударило по экономике российских компаний. По предварительным оценкам, убытки отечественного бизнеса от введения санкций могут составить 700 млн. долларов. Корреспондент «Нового Региона» сегодня связался с представителями крупных российских компаний, имеющих винное производство в Молдавии и Грузии, и попытался получить комментарии относительно их возможных действий в ситуации «блокады». На просьбу корреспондента откликнулись только два представителя крупных фирм, выдвинув при этом непременное условие – анонимность. «У нас нет уверенности, что критика действий российской власти и лично господина Онищенко не приведет к новым репрессиям уже в отношении конкретно нашей компании», – заявили собеседники агентства. Тем не менее, они согласились ответить на ряд вопросов «в неофициальном порядке».

Так, по информации представителя крупной российской корпорации, специализирующейся на производстве молдавских и грузинских вин, сегодня из 150 молдавских винодельческих заводов порядка 70 контролируются российскими предпринимателями. При этом дистрибьюцией молдавского и грузинского вина в России занимаются исключительно отечественные коммерсанты.

По словам собеседника агентства, на сегодняшний день убытки его компании исчисляются сотнями тысяч долларов. «Мы выплачиваем проценты по банковским кредитам, оплачиваем аренду складов и помещений, зарплату персоналу, а тем временем товар снят с производства и лежит мертвым грузом», – говорит он. Доля молдавского вина, производимого и реализуемого его компанией, составляет – 16%, грузинского – 22 %. В настоящий момент корпорация прилагает усилия, направленные на то, чтобы переориентироваться на рынки СНГ – в первую очередь украинский, белорусский, казахстанский и рынки Балтии. Впрочем, говорит собеседник агентства, «емкости этих рынков не сопоставимы с российскими масштабами».

Кроме того, в настоящий момент в РФ еще порядка 650 компаний специализируются на поставках вина из Грузии и Молдавии. Они тоже вынуждены искать альтернативные рынки сбыта «забракованного» в России вина, в противном случае большинство этих компаний обанкротится в самое ближайшее время.

«Для того, чтобы пережить эту катастрофу нужен большой финансовый запас прочности, – говорит представитель другой российской компании, вложившей в начале 2000 года несколько миллионов долларов в строительство винодельческого завода в Молдове. Пока мы в растерянности. Наше производство в Молдавии еще не стоит, но, скажем так, работает в треть силы. Мы выжидаем непонятно чего… Проблема продажи контрафактного вина, которую поднял господин Онищенко, действительно существует. Однако, он сам утверждает, что в российской рознице сегодня реализуется до 50% некачественного суррогатного вина из Молдавии и Грузии. Другими словами, оставшиеся 50% – это качественный алкоголь, который может спокойно продаваться в магазинах. Таким образом, Онищенко признает свое бессилие в плане контроля за качеством реализуемой продукции. Он не может поймать за руку производителя суррогата, снять с полок контрафакт, посадить «отравителя» за решетку. Что было бы логично и понятно. Вместо этого он предлагает снять с продажи весь молдавский и грузинский алкоголь. Но это же абсурд».

Российские предприниматели говорят, что, если в ближайшее время ситуация не изменится и господин Онищенко не предложит менее радикальный рецепт борьбы с суррогатом, они будут вынуждены реформировать портфель заказов. По сути, переориентация уже началась – в РФ в больших объемах завозится вино из Болгарии, Румынии, Венгрии, Испании, Италии, а также из «нового света» – Аргентины и Чили. При этом, как говорят эксперты рынка, продукция этих стран сможет занять место недорого молдавского и грузинского вина, а разница в цене при этом составит не более 30-50 рублей. Дело в том, что в последние годы в Европе были очень хорошие урожаи винограда, поэтому стоимость виноматериала сильно опустилась в цене. «Однако, той органолептики, которая характеризует самобытные молдавские и грузинские вина, потребитель, конечно же, не получит. Кроме того, разница в 50 рублей не критична для москвича, но неприемлема для жителя райцентра», – говорит представитель одной из компаний, торгующей «запрещенными» винами.

Расходы, которые несут российские компании в связи с санкциями санитарных служб в отношении продукции из Грузии и Молдавии, огромны, но они не идут ни в какое сравнение с теми убытками, которые могут претерпеть экономики двух некогда дружественных РФ стран. Как передает корреспондент «Нового Региона» до последнего момента доля импорта грузинского вина на российский рынок составляла 40%, молдавского – 80% (!). Доходы от виноделия составляют почти 30% бюджета Молдавии. Для этой республики санкции господина Онищенко могут обернуться национальной экономической катастрофой.

По мнению эксперта «Нового Региона», руководителя представительства ИТАР-ТАСС в Молдавии Валерия Демидецкого, решение российских властей, несмотря на его жесткость, можно было ожидать еще 10 лет назад.

«То, что случилось, – научит наших виноделов заботиться о качестве своей продукции, ответственность за которую несут только производители. С витрин российских магазинов, наконец, должны исчезнуть «слезы монаха», «черные доктора» и прочие сомнительные напитки. А Онищенко надо судить, за то, что он не навел должный порядок в импорте вина в Россию еще десять лет назад. Уже тогда Молдавию предупреждали, что подобная ситуация в главной отрасли страны к добру не приведет. В 1997 году в молдавском правительстве мне показали письмо уважаемого российского олигарха, который убедительно советовал президенту республики позаботиться о репутации вина. Он обратил внимание, что сбор винограда за годы независимости в Молдавии упал почти вдвое. В то же время экспорт продукции виноделия, за этот период, увеличился в несколько раз. «Откуда винишко?» – интересовался олигарх. К его совету не прислушались – многим проходимцам было выгодно подделывать алкогольную продукцию, реэкспортировать ее из восточноевропейских стран через Молдавию, которая пользовалась преференциями на рынке СНГ.

Безусловно, в запрете вина из Молдавии и Грузии есть и политический подтекст. Но даже далекому от политических интриг человеку понятно, что нельзя пользоваться преференциями на рынке какой-либо страны и не учитывать при этом ее интересов. И дело здесь не в обиде Кремля на «европейский курс» Молдавии, как это пытаются представить некоторые придворные политологи. Уровень сотрудничества России с ЕС несравненно выше, чем у Молдавии – достаточно вспомнить те же грандиозные энергетические проекты.

В Брюсселе же молдавскому руководству давно дали понять: «Забудьте про членство в ЕС и постарайтесь быть нашими хорошими соседями». С другой стороны около трех тысяч молдавских неправительственных организаций ведут жестокую борьбу за право «отмывать» предоставляемые Западом гранты. Отсюда и шумиха в прессе, конференции, семинары, и прочая мишура, превратившая неплохую идею «евроинтеграции» в оторванное от жизни виртуальное шоу, очень напоминающее борьбу за победу коммунизма в СССР. Чтобы это понять, достаточно отъехать по ужасающе разбитым дорогам от столицы и увидеть опустевшие нищие села. Безработица выгнала из «идущей в Европу» страны треть трудоспособного населения, большая часть которого работает в России. Я часто шучу: экономику Молдавии погубить нельзя. Ведь главный товар, который экспортирует Молдавия – это молдаване. Каждый третий трудоспособный гражданин страны – гастарбайтер.

Ежегодно гастарбайтеры пересылают своим родным более миллиарда долларов, что составляет треть ВВП и почти вдвое превышает доходную часть бюджета. Эти деньги превратили Молдавию в огромный рынок, где одни завозят товары, другие их покупают. В результате бюджет страны на три четверти формируется из доходов таможни.

Россия – крупнейший торговый партнер и инвестор Молдавии. Ее доля в молдавском экспорте составляет 35-40 проц. При этом Россия является единственной в мире страной, с которой у Молдавии традиционно складывается положительный баланс товарооборота – в прошлом году он составил 280 млн. долл. Остальные страны больше продают нам, чем покупают.

О том, чтобы ЕС и США реально помогали Кишиневу, говорить пока не приходится. МВФ последние шесть лет не финансирует Молдавию, считая недостаточными проводимые здесь экономические реформы. Похоже, Запад не намерен компенсировать Молдавии и потерю российского рынка, куда уже не пускают не только молдавское вино, но и овощи, фрукты и мясо. Наоборот, западные производители спешат занять освободившееся место на этом рынке, украдкой посмеиваясь над незадачливыми молдавскими конкурентами. Усмешку вызывают и утверждения некоторых молдавских политиков о возможности переориентировать экспорт с рынка России, который потреблял до 80 процентов молдавской алкогольной продукции, на рынки других стран.

А ведь ни для кого не секрет, что именно Вашингтон и Брюссель в 2003 году оказали давление на молдавское руководство, заставив в последний момент отказаться от разработанного при посредничестве России Меморандума по приднестровскому урегулированию. В результате Кишинев испортил отношения с Кремлем и, похоже, надолго. В феврале нынешнего года Запад надавил на президента Украины Виктора Ющенко, заставив его ввести новые таможенные правила для Приднестровья, которые в Тирасполе и Москве расценили как блокаду. Все старо как мир – одни двигают свои интересы, другие их отстаивают. Заложником ситуации, как это бывает, оказалась маленькая страна Молдавия».

Москва, Юлия Шатова

Москва. Другие новости 19.04.06

Цифровая спутниковая связь «покроет» Подмосковье за три года. / В отношении мэра подмосковного Климовска возбуждено уголовное дело. / За год зарплата в Москве выросла на 24%, цены – на 10,2%. Читать дальше

© 2006, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках