Не читайте за обедом газпромовских газет!
Промывка мозгов населению РФ накануне грандиозной акции «Выборы-2007, 2008» превращается в масштабное и затратное мероприятие. Государство подходит к проблеме со всей возможной серьезностью, собирая в «единый медиа-кулак» все более-менее значимые издания.
Говорят, медиа-империя Газпрома сегодня в России уже равна по значимости News Corp Руперта Мердока. Газпромбанк владеет телеканалами НТВ, ТНТ, НТВ-плюс, газетой «Известия», издательским домом «7 дней», радиостанциями «Эхо Москвы», Сити-FM и др.
По слухам грядет покупка ИД «Коммерсант», за который находящийся в федеральном розыске Патаркацишвили заломил цену в $300 млн. Наверняка кто-нибудь купит и преподнесет президенту на блюде накануне выборов, как некогда Вексельберг яйца Фаберже. Дорого яичко ко Христову дню, а издательский дом – к выборам!
В 2005-м Газпром купил газету «Известия» у владельца «Интерроса» Владимира Потанина, в 2006-м ведутся переговоры о покупке газеты «Комсомольская правда». Хотя уж кто более лоялен Кремлю, чем Потанин?
Сотрудники «Комсомолки» вообще запомнят этот год надолго. Не успев отойти от одного потрясения – пожара в здании на улице Правды, в котором сгорел уникальный архив газеты, им приходится свыкаться с другим – грядущей сменой хозяина. В некотором роде пожар стал знамением серьезных перемен. И вряд ли к лучшему.
Какие правила будет диктовать Газпром-Медиа (читай Кремль) «КП» – приблизительно понятно. Через год-два, может статься, что обидное слово «таблоид» будет произноситься с уважительным придыханием. Значительная часть коллектива «КП» уйдет, как это уже было в случае с НТВ. Впрочем, может и не уйдет, потому что уходить особо некуда, если только кочевать из одного газпромовского издания в другое.
То, что Газпром и государство могут стать причиной творческого кризиса, все увидели на примере упомянутого уже НТВ. Увы, когда тебя (по выражению нашего уважаемого президента) «берут за яйца», до «оттачивания пера» уже руки не доходят. Мало таких журналистов, которые могут «блеснуть», изящно гремя кандалами.
Главный принцип новой кремлевской журналистики – виртуальность. Реальные темы сегодня активно подменяются вымышленными. Поток мысли читателей-зрителей направляется в агрессивно-злободневное или успокаивающе-убаюкивающее русло.
В принципе уже можно констатировать – новости в России закончились. А то, что осталось – это ЧС, от которых невозможно отмахнуться, громкие убийства, теракты и так далее. Все остальные информационные поводы клепаются на Старой площади и тиражируются СМИ практически без изменений.
Умер жанр журналистского расследования – на смену ему пришли сливы и доносы, благодаря ньюсмейкерам из «Единой России» деградировало интервью, в упадке и все остальные формы коммуникации. Газпромовская журналистика уровняла всех – и честных, и продажных акул пера. Впору говорить о кризисе профессии.
Кремль рассматривает журналистов как трудовой коллектив предприятия – журналистский цех. А где цех, там станки, которые работают так, как их запрограммировали. Важно только во время менять или корректировать программу.
Сегодня мейнстримом стала борьба с фашизмом.
«Если фашистов нет, то их придумают», – заявил «НР» Дмитрий Рогозин, экс-лидер партии «Родина», который после убедительных просьб известно кого ушел с поста по собственному желанию. По его словам, кампания по борьбе с фашизмом будет набирать обороты и достигнет максимума к выборам. Причем, жертвой ее падут не подонки, напавшие на таджикскую девочку или убившие студента из Сенегала, а вполне конкретные партии, не устраивающие Кремль в силу их ограниченной управляемости.
Забавно наблюдать, как новые кремлевские журналисты превращают хулиганов в идейных наци, забывая, что молодым в определенном возрасте все равно кого дубасить, потому что мозгов мало, а зубки режутся и кулаки чешутся. В советские времена сходились двор на двор. Во времена перестройки милиция пугала граждан люберами, металлюгами и прочей неформальной нечистью, устраивающей поножовщину друг с другом. Двадцать лет назад носили длинные волосы, вышивали серп и молот и мечтали о значке с портретом Сталина. Нынешние молодые бреют головы наголо и татуируют себя свастиками… Будьте покойны, перебесятся. Дети вырастают, обзаводятся семьями, и социализируются поневоле. Однако кремлевским политтехнологам отсутствие терпимости в молодежной среде – пробел в воспитании – показалось удачной «фишкой». В итоге на свет моментально родилось модное антифашистское движение.
Чем вообще могут заниматься антифашисты в России, где каждая семья пострадала от фашизма? Разыскивать могилы солдат вермахта и плясать на их костях?
Читаешь очередную газпромовскую газету и диву даешься: фашисты, оказываются, вовсю убивают антифашистов. Причем, не простых, а тех, кто слушает музыку в стиле панк-хардкор, которая, оказывается, антифашистская. Фашисты, видимо, слушают попсу… У 100 миллионов читателей российских газет должен побежать мороз по коже.
Один знакомый пожилой еврей из Москвы, сын которого уехал жить в Израиль, периодически звонит на историческую родину и, каждый раз, волнуясь, спрашивает: «Ну, как у вас там ? У вас же террористы. Людей убивают?». И каждый раз получает один и тот же ответ: «Да все нормально-таки». Впрочем, сын отца тоже удивляет, каждый раз спрашивая: «Как там у вас? У вас же фашисты. Людей убивают?». «Да все нормально-таки», – удивляется отец и рекомендует сыну не смотреть новости и не читать газпромовских газет.
Москва, Наталья Васильева, Арина Морокова
© 2006, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».