Россияне не до конца доверяют «Роснефти» и сравнивают ее с МММ. Опрос
Фонд «Общественное мнение» изучил готовность россиян к приобретению акций «Роснефти». Как свидетельствуют результаты опроса, свыше 70% участников исследования заявили, что акции «Роснефти» их не интересуют.
Как передает корреспондент «Нового Региона», о прошедшей недавно подписке на акции «Роснефти» знают всего лишь 20% россиян, «что-то слышали» – 22% россиян; остальные ничего об этом событии не знают.
По данным ФОМ, более высокий уровень осведомленности демонстрируют граждане с доходом свыше 3000 рублей на члена семьи в месяц (27%), респонденты с высшим образованием (34%) и москвичи (46%).
Информация о продаже акций «Роснефти» частным лицам заинтересовала 18% опрошенных (чаще это высокообразованные граждане – 31% – и столичные жители – 30%); три четверти россиян (73%) заявили, что она их не интересует.
Как явствует из реплик участников массового опроса, недоверие к акциям вызвано негативными ассоциациями с «ваучеризацией» и финансовыми пирамидами 90-х годов («у меня почему-то ассоциация – вот раньше ваучеры вот эти были, и у меня то же самое недоверие»; «вообще-то опыт прошедших лет все время показывает, что это фигня полная, я помню, начиная от МММ – там эти ваучеры и тому подобное»).
Однако не только прошлый негативный опыт служит причиной того, что совсем немногие проявили интерес к покупке акций «Роснефти». Судя по результатам исследования, часть россиян решила, что эти ценные бумаги им просто «не по карману». По ходу опроса респондентам объяснялось, что минимальная сумма, необходимая для подписки на ценные бумаги «Роснефти», составляет 15 тысяч рублей, а затем задавался вопрос, покупают ли эти акции люди с такими же доходами, как у них. Подавляющее большинство (79%) заявили, что не покупают, противоположный ответ – покупают – дали 9% опрошенных.
Недоверие к компании объясняется еще рядом причин. Имидж «Роснефти» пока не сформирован: только 15% опрошенных считают, что между госконцерном и другими нефтяными корпорациями есть существенные различия. Пугает россиян и массированная реклама ценных бумаг компании в СМИ.
Мнения россиян насчет того, насколько выгодным может оказаться вложение денег в акции «Роснефти», разделились: 30% убеждены, что люди, приобретающие акции этой компании, в течение ближайшего года-двух получат прибыль. Такая же доля опрошенных полагают, что прибыли это приобретение не принесет: 21% думают, что не будет ни прибыли, ни убытков, 10% убеждены, что инвесторы понесут убытки. Свыше трети россиян (39%) затруднились ответить на этот вопрос. Посоветовали бы сегодня своим знакомым купить акции «Роснефти» 22% участников опроса (чаще это граждане с высшим образованием), посоветовали бы этого не делать 17% опрошенных.
Те, кто посоветовал бы своим знакомым покупать акции «Роснефти», чаще всего объясняют свою позицию прибыльностью такого вложения («выгодное вложение средств»; «должны приносить доход»). Кроме того, купив акции, можно спасти деньги от инфляции (2%).
Те, кто посоветовал бы своим знакомым не покупать акции «Роснефти», в первую очередь опасаются, что это будет «очередной обман народа», «все равно деньги соберут – и исчезнут», «МММ уже был – боюсь обмана».
Корреспондент «Нового Региона» представляет опрос лидеров общественного мнения. Всем им был задан один вопрос, собираются ли они «купить себе немножечко «Роснефти» в обозримом будущем»:
Вице-спикер Госдумы РФ Сергей Бабурин не собирается покупать акции «Роснефти». «Может быть, зря», – отметил он и добавил: надо понять или это только шоу-проект, или реальная попытка создать народное предприятие. «Я бы очень хотел, чтобы одним народным предприятием в России стало больше», – сказал Сергей Бабурин.
Председатель попечительского совета Института проблем глобализации Михаил Делягин ценные бумаги государственной нефтяной компании тоже не приобрел.
«У меня не было свободных денег в тот момент. Могу сказать, что те люди, которые купили акции «Роснефти», не потеряют», – сказал он. Комментируя возможные варианты развития ситуации с акциями «Роснефти», Делягин отметил, что после IPO цена бумаг может несколько снизиться, однако затем акции «Роснефти» будут расти соразмерно с бумагами других нефтяных компаний.
Зампред политсовета СПС Леонид Гозман :
Акции Роснефти покупать не планирую, так как нет доверия. Я бы мог купить совсем крошечный кусочек «Роснефти», маленький пакетик и не имел бы никакой возможности проверять и влиять на политику компании. Кроме того, это госкомпания, а я больше доверяю частному хозяину… так как государство – это неэффективный и ненадежный собственник.
Депутат Госдумы от «Единой России» Любомир Тян:
Никогда никаких акций никаких компаний не приобретал. Считаю, что это удел очень богатых людей
Депутат Госдумы от «Единой России» Анатолий Козерадский:
Я хорошо отношусь к вложениям в акции Роснефть. Правда, сам средства не вкладывал, на это нужны большие деньги. В принципе, считаю это хорошим вложением
Директор Института стран СНГ Константин Затулин
Я не покупал акции. У меня не было свободных денег для этого. И знаете, для этого нужно быть в курсе тенденций рынка, чтобы не прогадать и не потратить зря деньги, заниматься этим. У меня нет на это времени.
Председатель совета директоров «ЮКОСа» Виктор Геращенко:
Моей пенсии мне на одну акцию не хватает. Но у меня была идея купить несколько акций «Роснефти», с тем, чтобы как миноритарному акционеру приходить в будущем на их собрания и говорить… «спи*дили бл*ди».
Губернатор Чукотки и владелец футбольного клуба «Челси» Роман Абрамович, сделавший заявку на приобретение акций, комментировать размер своих вложений отказывается. Слухмейкеры говорят, что Абрамович мог вложить в это предприятие несколько сот миллионов долларов. Официальный представитель Абрамовича Джон Манн на это отвечает: «Мы не комментируем рыночные слухи».
Москва, Арина Морокова
© 2006, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».