AMP18+

Москва

/

Продолжающееся объединение регионов может усилить протестные настроения в России – мнения экспертов

Три года назад, в декабре 2003 года, в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе прошел референдум об объединении этих субъектов РФ в один Пермский край. Как передает корреспондент «Нового Региона», первое объединение регионов вызвало большой ажиотаж в СМИ и серьезное недовольство губернаторов. Так, нынешний глава администрации президента, в прошлом губернатор Тюменской области Сергей Собянин столкнулся с мощным сопротивлением руководителей Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, воспротивившихся идее объединения, так называемой, «тюменской матрешки» в один субъект РФ – Тюменскую область.

По словам замдиректора Центра политической конъюнктуры России Виталия Иванова, позиция глав ХМАО и ЯНАО неожиданно нашла поддержку в администрации президента, чиновники которой решили, что в случае объединения это будет слишком крутой субъект РФ, к тому же чрезмерно богатый (здесь сконцентрированы основные сырьевые запасы страны) – до такой степени усиливать одного губернатора никому не хотелось.

На сегодняшний день проблема объединения регионов утратила свою остроту, а процесс принял рутинный характер. Как сообщает корреспондент «Нового Региона», в ближайшие полтора года в РФ пройдут три референдума об объединении регионов. В марте 2007 года состоится референдум об объединении Агинского Бурятского автономного округа с Читинской областью, в декабре 2007 года (одновременно с думскими выборами) – Республики Алтай с Алтайским краем, в марте 2008 года (одновременно с президентскими выборами) – Ненецкого округа с Архангельской областью.

Объединительные референдумы уже прошли в целом ряде субъектов РФ: 7 декабря 2003 года за объединение в Пермский край проголосовали жители Пермской области и Коми-Пермяцкого округа, 17 апреля 2005 года – Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского округов, 23 октября 2005 года – Камчатской области и Корякского округа, 16 апреля 2006 года – Иркутской области и Усть-Ордынского округа. При этом юридически образование Пермского края завершится 31 января 2007 года, нового Красноярского и Камчатского краев – 31 декабря 2007 года, Иркутского края – в 2008 году.

Однако, несмотря на то, что «укрупнение» регионов идет полным ходом, вопрос о целесообразности этого процесса продолжает возникать. В ноябре 2006 года профсоюзы Ненецкого автономного округа (HАО) выступили против объединения с Архангельской областью. Причиной послужили нереальные финансовые требования Архангельского округа к Ненецкому АО.

Следующим серьезным сигналом, свидетельствующим о недовольстве территориальной реформой, стали «протестные» выборы в Законодательное собрание объединенного Пермского края. Как уже сообщал «Новый Регион», второе место на выборах здесь занял Союз правых сил, набравший 16% голосов. Партия власти «Единая Россия» хоть и получила первое место, но показала весьма посредственный результат, набрав менее 35% голосов избирателей.

Эксперт Независимого института выборов, кандидат политических наук Александр Кынев считает, что неожиданные итоги кампании в Пермском крае стали результатом народного недовольства по поводу объединения регионов.

«В свое время под гарантию объединения Коми и Перми были выданы большие кредиты, даны обещания людям – построить новые социальные объекты, провести новую дорогу, однако ничего не было реализовано. Именно это и сыграло свою роль в массовых разочарованиях жителей Пермского края и явилось результатом прошедших выборов», считает эксперт. По словам Кынева, это тревожный звонок для всех субъектов, которые уже объединились или хотят объединиться. «В марте будут выборы в Красноярском крае и других «объединенных» субъектах, на этих выборах история голосования в Перми может повториться, если власти во время не реализует свои обещания, которые давали при объединении регионам» – считает Александр Кынев.

Первый заместитель гендиректора центра политического консультирования «Пропаганда» Михаил Виноградов говорит, что выдвижение проекта об укрупнении регионов не является удачной идеей. «Безусловно, есть ряд округов, которым легче и безболезненнее объединиться. Это Корякия и Камчатка, Пермская область и Коми-Пермяцкий округ или даже некоторые регионы Европейской России (например, Ярославская и Ивановская области, хотя и этот сценарий не лишен издержек). Сегодня мы видим нарастание противоречий в проектах объединения Республики Алтай и Алтайского края, Адыгеи и Краснодарского края. Идея укрупнения вызвала там негативный отклик не только у населения, но и у элит. Когда же появляются слухи о сокращении числа регионов до 30-35, это вообще вызывает шок, крайне неуместный с точки зрения предстоящих выборов.

Так что идея укрупнения регионов находится сегодня в кризисе. Идея о том, что чем меньше регионов, тем легче управлять страной, выглядит пока мало доказанной. Да и интерес федерального центра к региональной политике в последнее время заметно снизился», – считает Виноградов.

Политтехнолог «Фонда эффективной политики» Максим Меер говорит, что неудачных примеров «укрупнения» пока гораздо больше, чем удачных и не только в РФ. В качестве примера он приводит опыт Восточного Казахстана. «Я имею в виду историю с переносом столицы из Семипалатинска в Усть- Каменогорск. В результате Семипалатинск очень быстро загнулся как административная единица… Экстремальные планы объединять и укрупнять все подряд – это вредно. А идея фикс оставить в России только 10-30 крупных субъектов РФ просто абсурдна», – заявил эксперт.

Москва, Михаил Сергеев

© 2006, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Дальний Восток, Екатеринбург, Камчатка, Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Омск, Челябинск, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Общество, Политика, Россия,