AMP18+

Москва

/

Интервью

/

Валерий Соловей: Украина рискует не пережить войну У российского режима есть запас прочности на 3-4 года

Запад испугал не столько факт «аннексии Крыма», сколько дальнейшие военные события на Украине. Введение санкций против России будет долгим процессом, от которого наша страна может сильно пострадать. Об этом в интервью РИА «Новый Регион» сказал доктор исторических наук, профессор и заведующий Кафедрой связей с общественностью МГИМО Валерий Соловей. Он также высказал свое мнение о том, смогут ли украинцы сохранить свое государство, а русские – не поддаться «экспорту революции».

«Новый Регион»: Как Вы считаете, какие политические последствия падения «Боинга» будут для России и Новороссии?

Валерий Соловей: Вряд ли сбитый «Боинг» был провокацией. Надо понимать, что время войны подобные вещи могут случаться по вполне естественным причинам.

С точки зрения Запада, «Боинг» был сбит ополченцами, точнее, зенитно-ракетным комплексом, находившимся в тот момент под контролем ополченцев. И хотя абсолютно достоверно установить «авторство» роковой ракеты в случае войны вряд ли возможно, западные политики полагают, что у них есть веские доказательства в пользу вины ополченцев. Почему они их не приводят? Во-первых, некоторые сомнения все же остаются. Во-вторых, Запад боится загнать себя в ловушку. Ведь если он во всеуслышание объявляет о вине ополченцев и России, то, значит, надо предпринимать решительные шаги. Сказав «А», надо говорить «Б». А это рискованно. Поэтому Запад предпочитает действовать медленнее и осторожнее, но последовательно и уверенно.

Санкции будут развиваться в трех направлениях. Первое – персональные и корпоративные санкции против людей и институтов, которых на Западе считают тесно связанными с президентом РФ Владимиром Путиным, и составляющими, как они полагают, финансовую опору политического режима. Второе – отсечение России от мировой финансово-кредитной системы. Когда российские банки не смогут получать дешевые кредиты, это создаст колоссальные проблемы, о которых пока имеют представления только профессионалы. И третье – отсечение России от технологий. Не только военных и двойного назначения, но и вполне мирных технологий. Скажем, нам критически необходимы технологии для освоения арктического шельфа: геологическая разведка, разработка новых месторождений и проч. Получить мы их можем только у Запада, в первую очередь у США.

Двигаться по этим направлениям Запад будет небыстро. Запад – не единый организм. Это не ситуация 1980-х годов, когда США было легче надавить на своих союзников и создать общий фронт против СССР. Но они и сейчас смогут объединиться с ЕС, привлечь на свою сторону Японию и Южную Корею. Китай не будет в этом участвовать, но России явно недостаточно поддержки в лице КНР, Индии и Латинской Америки.

Давление будет очень серьезным. Оно реализуется не сразу, но процесс запущен и, скорее всего, неостановим и необратим. Если до падения «Боинга» был шанс, что третий этап санкций вообще не будет принят, то теперь ограничительные меры развиваются по нарастающей.

Их результатом может стать введение элементов чрезвычайного положения в экономике. Что означает, скажем, нехватка валюты? Дефицит дешевых валютных ресурсов приведет к нехватке валюты вообще и, возможно, к автоматической конвертации валютных депозитов граждан в российских банках в рубли. Например, вы положили в банк 10 000 долларов, приходите их забирать, а вам говорят, что по соответствующему решению государства отдают в рублях по курсу. Такое уже происходило в Белоруссии.

Такова неизбежная логика экономической изоляции. У нас есть резервы, но их хватит, по авторитетным оценкам, только на год-полтора.

«Новый Регион»: Есть мнение, что ЕС не решится вводить жесткие экономические санкции, несмотря на давление США. Как Вы считаете, предотвратит ли тесное экономическое сотрудничество с Россией страны Европы от введения санкций?

Валерий Соловей: Такой сильной экономической взаимозависимости, которая характерна для китайской и американской экономик, в случае России и ЕС нет. Конечно, от введения санкций пострадает и Европа, но Россия пострадает не в пример серьезнее. Не надо питать на сей счет иллюзий. Финансово и технологически мы зависим от Запада сильнее, чем он зависит от наших нефти и газа.

Поскольку Россия не идет на попятную на Украине, то жесткие и масштабные санкции становятся все более вероятными. США будут давить на своих европейских союзников, у них есть для этого все возможности.

«Новый Регион»: Известно, что далеко не всем понравилось быстрое присоединение Крыма к России. Ввиду этого некоторые аналитики считают вероятной войну за Крым. Что вы об этом думаете?

Валерий Соловей: Считаю, что такую возможность можно исключить. Крым отошел России в силу военно-стратегических, морально-психологических и культурно-исторических причин. Воссоединение с Россией было воспринято и в Крыму, и в России как должное и естественное.

В сознании русских и в сознании самих жителей Крыма последний никогда не был частью Украины. Есть такое понятие «ментальная карта». Это не то, что проведено на бумаге, а то, что в голове. И в ментальной карте Крым НИКОГДА не относился к Украине. Возможно, это было главной причиной, почему все произошло так быстро и безболезненно.

Поскольку Крым сейчас находится в составе РФ, любые попытки его отнять автоматически приведут к войне. Да и кому сейчас отвоевывать Крым? Украина находится в мизерабельном положении, не факт, что она сохранит собственную целостность. То, что Донбасс отпал – если не политико-административно, то морально-психологически, – уже предрешено. Но ведь может уйти еще какая-то часть Украины. И на Украине сейчас главный вопрос не как отвоевать Крым, а как пережить эту зиму.

На самом деле, Запад довольно спокойно «проглотил» то, что у них принято называть «аннексией Крыма». Не надо преувеличивать негодование Запада. Они реалисты, и на третий-четвертый день уже воспринимали новый status quo.

Но война в Донбассе привела к реальной угрозе расчленения Украины. Запад крайне этим напуган и воспринимает как попытку ревизии итогов «холодной войны». Также Запад боится эффективности российской армии, которая, оказывается, умеет скрытно и быстро проводить операции. Это т.н. «война будущего», о которой американцы много говорили, но оказалось, что именно Россия первой провела первую операцию подобного рода.

Российская «коррумпированная клептократия», как ее называют на Западе, в каких-то отношениях – в информационном, в военном, – оказалась весьма и весьма эффективной. То, что в обычное время считается недостатком (отсутствие плюрализма в СМИ, госконтроль над ними ), в кризисе оказывается достоинством, поскольку дает возможность координировать работу всех масс-медиа и посылать единое сообщение.

«Новый Регион»: Сейчас экономика Украины в ужасном состоянии. Как Вы считаете, возможен ли новый «майдан» в ближайшем будущем?

Валерий Соловей: На этот вопрос непросто ответить. С одной стороны, несомненно, война серьезно ухудшает экономическое положение Украины. С другой стороны, война способна стимулировать ощущение национального единства и уменьшить требования общества. Это вопрос наличия здравого смысла у украинского общества. Можно, конечно, выйти протестовать против Порошенко, но какой в этом толк? К чему это приведет? Денег нет, война идет.

Как раз такой ситуацией проверяется способность нации построить государство. Если у украинцев достанет силы воли и здравого смысла, они смогут хоть в какой-то конфигурации сохранить государство. Если нет – Украина прекратит свое существование.

Важно помнить, что ни одна власть в мире не рухнула под тяжестью экономического кризиса, собственных ошибок и преступлений. Власть можно только надломить – изнутри или извне. Мао Цзэдун когда-то очень точно подметил: стол не сдвинется, пока его не передвинут. Если такого давления не будет, то Украина, добившаяся хотя бы относительного национального сплочения и руководимая здравым смыслом, сможет устоять при любом экономическом кризисе.

И надо понимать, что за геополитическими выкладками и прогнозами стоят судьбы и жизни миллионов людей, наших ближайших соседей и родственников.

«Новый Регион»: В этой ситуации такие меры, как, например, упрощенная процедура получения российского гражданства для «носителей русского языка» могут помочь?

Валерий Соловей: Конечно, это способно помочь. Людям же вообще некуда деться. Когда стреляют, побежишь куда угодно. В свое время, в 90-е годы, я общался с беженцами с Балкан. Они рассказывали: в чем были, в том и бежали. Брали детей, бежали из домов без документов, шли пешком. То же самое происходит сейчас в Донбассе. И наш святой долг – помочь этим людям.

«Новый Регион»: Как Вы оцениваете возможность русского «майдана»?

Валерий Соловей: Это одно из главных опасений российской власти, о чем она публично заявляла, в частности на последнем заседании Совета Безопасности. Видимо, опасение «экспорта революции» было одной из причин (если не главной причиной) активного вмешательства России в украинские дела.

На мой взгляд, это опасение всегда было преувеличено, я бы даже сказал, мифологизировано. Однако для власти это реальность, определяющая ее поведение.

По прогнозам российских и западных аналитиков, в том числе по прогнозам пресловутого Госдепа, запас прочности российского режима составляет от трех до пяти лет. Видимо, здесь привязка к новому избирательному циклу.

Если будут введены самые суровые экономические санкции, их разрушительный эффект скажется уже года через полтора. Но помимо экономики есть и запас социальной прочности. Это доверие к Путину и его политике. Так вот, этот запас составляет как раз три-четыре года.

Москва, Софья Метелкина

© 2014, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Балтия, Дальний Восток, Запорожье, Италия, Кавказ, Киев, Кишинев, Крым, Москва, Интервью, Одесса, Приднестровье, Севастополь, Северо-Запад, Абхазия, Днепропетровск, Донбасс, Львов, Поволжье, Сибирь, Ужгород, Урал, Харьков, Центр России, Юг России, В мире, Интервью, Конфликт на Украине, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика, Европа, Соловей Валерий, США, Украина, Юго-Восток Украины,