Участники Петербургского международного экономического форума разошлись во мнениях относительно направления, в котором должна двигаться российская экономика. Изоляционисты в условиях западных санкций и ухода инвесторов призвали удовлетворять потребности российского бизнеса в финансировании за счет госбанков, другие выступили за расширение связей с Китаем. Между тем мишень западных санкций Геннадий Тимченко оказался главным действующим лицом в грандиозном расширении энергетических связей между Россией и Китаем.
Участники панельной сессии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) резко разошлись во мнениях относительно направления, в котором должна двигаться российская экономика, передает из Санкт-Петербурга корреспондент The New York Times Эндрю Крамер.
Изоляционисты выступали за то, чтобы удовлетворять потребности бизнеса в финансировании за счет госбанков, другая группа экономистов предлагала расширять связи с Китаем, в то время как часть экспертов настаивали на исключительной важности мировой торговли.
Как правило, российские должностные лица использовали ПМЭФ для привлечения иностранных инвестиций, однако в этом году все обстоит по-другому. Вместо топ-менеджеров и гендиректоров американских и немецких компаний на форум приехали российские должностные лица, эксперты-аналитики и главы компаний, а также китайские инвесторы. Всего, по заявлениям организаторов, на ПМЭФ прибыли 6500 человек, в том числе 609 руководителей российских и зарубежных компаний.
«Центр внимания мероприятия также сместился, – говорится в статье. – В прошлом Россию превозносили как богатую ресурсами экономику с большим потенциалом. Дискуссии крутились вокруг тонкостей стимулирующей политики или вопросов о том, должны ли развивающиеся рынки получить больше прав голоса в принятии решений относительно мировой экономики. В этом году обсуждение сосредоточилось на том, нуждается ли Россия в западных финансах, намекая на возвращение плотно контролируемой государством экономической системы».
«Россия решила пойти по третьему пути, который я считаю иллюзией. Эта ментальность крепости, которая верит в преимущественно самодостаточную Россию, уверенную в своем собственном пути, и это опасно», – полагает Бернард Сачер, член совета директоров инвестбанка «Атон».
На открытых дебатах экономист Сергей Глазьев заявил, что российский бизнес должен переориентироваться с международных финансовых рынков на внутренние «источники кредитования». Глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин подчеркнул, что правительственные инвестиции в инфраструктуру могут заменить частные вложения в качестве стимулирующей силы экономики, пишет InoPressa.
Однако некоторые из присутствующих выразили свое несогласие с такими оценками.
В частности, глава корпорации «Роснано» Анатолий Чубайс заметил, что дискуссия о том, должна ли российская экономика стать более отрытой или более закрытой для мира, напомнила ему споры, которые велись 30 лет назад в СССР. Он также отметил, что на протяжении десяти лет Россия приближалась по уровню жизни к развитым странам, но в последние пару лет стала отставать.
Чубайс также выступил против замены прямых иностранных инвестиций деньгами государственных банков: «Я категорически против контроля, ничего более вредного быть не может. Кому-то тут надо объяснять, во сколько оценивается такое усиление контроля для бизнеса?"
Между тем российские «чиновники надеются заключить сделку, чтобы оставить в России Visa и MasterCard», сообщает The Wall Street Journal. Новые законы, напоминают обозреватели Андрей Остроух и Александр Коляндр, могут не позволить с 1 июля международным гигантам, выпускающим платежные карты, вести бизнес в России.
Беседуя с журналистами на полях ежегодного экономического форума в Санкт-Петербурге, российский министр финансов Антон Силуанов заявил, что встретится с компаниями по выпуску платежных карт в пятницу, сообщает издание. «Он не уточнил, каким может быть возможный исход переговоров, но ранее дал понять, что компании, скорее всего, останутся в стране», – говорится в статье.
«Представитель министерства финансов, пожелавший сохранить анонимность, заявил, что Россия надеется достичь соглашения с Visa и MasterCard, в результате которого будет создана платежная система сродни существующим во Франции и Турции. В этих двух странах международные карточные операторы сотрудничают с местными партнерами, производя транзакции совместно», – пишут авторы публикации.
«На вопрос о том, согласилась ли бы Москва на белорусскую модель, чиновник ответил, что этот вариант менее желателен, но также приемлем. Белоруссия выпускает международные банковские карты и производит все внутренние транзакции самостоятельно, но разрешает международным компаниям брать на себя эти операции, когда карта используется за пределами страны», – поясняет издание.
Между тем, как пишут некоторые издания, текущие западные санкции против отдельных россиян на практике оказываются неэффективны. Так, «близкий помощник Владимира Путина – и мишень западных санкций – оказался главным действующим лицом в грандиозном расширении энергетических связей между Россией и Китаем», передает The Globe and Mail.
«Несколько недель назад Геннадий Тимченко был назначен главой российско-китайского делового совета и сопровождал Путина в ходе его последней поездки в Китай. Он сообщил журналистам в Санкт-Петербурге в четверг, что Путин представил его китайским бизнесменам как «нашего человека в Китае», – пишет автор статьи Ричард Блэкуэлл.
Возвышение Тимченко при подписании чрезвычайно важной сделки с Китаем показывает, что текущие санкции против отдельных лиц неэффективны и Россия фактически может игнорировать их во многих случаях, считает Ариэль Коэн, эксперт в Heritage Foundation (Вашингтон).
Юрист Ларри Хэрман из канадской компании Herman & Associates рассматривает назначение Тимченко на ключевую позицию как беспроигрышную игру в мировом масштабе, в которой Россия пытается показать, что Западу не хватает серьезных рычагов влияния.
По сообщениям, Тимченко заявил, что он ожидает заключения новых крупных энергетических сделок с Китаем, причем в некоторых из них будет принимать участие газодобывающая компания «Новатэк», совладельцем которой он является, пишет издание.
«Помимо комментариев по Китаю он сообщил ИТАР-ТАСС на этой неделе, что собирается перевести все свои активы в Россию до конца 2014 года», – говорится в статье. Санкции заставили его ускорить переводы, заявил Тимченко, «поскольку зависеть от каких-то политических решений нам как бизнесменам не хотелось бы».
Как полагает обозреватель Time Рана Форухар, «гигантская газовая сделка создает впечатление, что Россия слаба». Автор приводит три причины.
Во-первых, по оценкам Capital Economics, Россия по этому контракту получит всего 13 млрд долларов в год, а важнейшим рынком для российских нефти и газа останется Европа.
Во-вторых, «не случайно, что соглашение подписано только теперь, когда Россия оказалась в сложном положении». По данным автора, цена для Китая составила всего 350 долларов за 1 тыс. кубометров.
В-третьих, российская сторона берет на себя большую часть усилий по развитию инфраструктуры. «Китайцы пока обязались истратить всего 20 млрд долларов, но на проект потребуется не менее 55», – утверждает автор.
«Особенно печальная черта этой сделки: она только усиливает имидж России как неразвитого экспортера природных ресурсов, поставляемых более сообразительным развивающимся странам», – подытоживает издание.
Москва, Ольга Радько
Москва. Другие новости 24.05.14
Газпром не намерен раскрывать цену на газ для Китая. / На местные выборы вернулся кандидат «против всех». / Госдума одобрила уголовную ответственность за сокрытие двойного гражданства. Читать дальше
© 2014, «Новый Регион – Санкт-Петербург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».