AMP18+

Пермь

/

Генеральный директор ОАО «Пермэнергосбыт» Дмитрий Орлов о новых тарифах, «сверхприбыли» энергетиков и влиянии мирового кризиса, – интервью РИА «Новый Регион»

– Как можно охарактеризовать тарифную ситуацию в Пермском крае на фоне других субъектов РФ?

– Я бы не сказал, что у нас самые дорогие тарифы по сравнению с другими субъектами РФ. Был проведен анализ по 10 соседним территориям, таким как Свердловск, Челябинск, Башкирия, Татарстан. По дешевизне тарифов мы занимаем почетное 4 место. Самые невысокие тарифы в Свердловске. В принципе, показатель «невысокий» – утрирован. Правильнее сказать средневзвешенные тарифы. Они дешевле в Свердловске, чем у нас, на копейку – две. Это обусловлено структурой потребителей. Дело в том, что в Свердловской области больше крупных, промышленных предприятий. Соответственно, более качественное использование мощности приводит к более «дешевому» тарифу. Структура потребителей в Прикамье другая: у нас больше компаний, которые «сидят» на низком напряжении – это ларьки, магазины, так называемые «мелкомоторные». Логично, что и тариф у нас получается другой. Все познается в сравнении, и я бы не сказал, что у нас дорогие тарифы.

Стоит отметить, что у нас территория края построена на тепловой генерации, которая является дорогой. Атомная гораздо дешевле. Вот в Свердловской области есть атомная генерация. Но другой вопрос, нужна ли нам атомная электростанция?

Изменится ли тарифная политика в Пермском крае в 2009?

– Мы встречались и с Правительством края и с РЭК, и уже утверждено предельное повышение тарифов на 2009 год – это 19,6%. Минимум – 15%. В этих пределах в следующем году все тарифные группы и будут проиндексированы. Максимальный рост тарифа по населению утвержден в размере 26,8%. Но я думаю, он будет меньше.

Окажет ли рост тарифов влияние на энергоэффективность предприятий?

– Конечно. Надо учитывать, что существенный рост тарифов в 20% – это только регулируемая составляющая. Нерегулируемая может вырасти гораздо больше, чем 19,6%. Уже сейчас предприятия задумываются об энергоэффективности, энергосбережении. К тому же свое влияние окажет и финансовый кризис.

Потребители отмечают сложность договоров потребления. Как по вашему мнению их можно совершенствовать?

– В этом вопросе мы очень сильно зависим от законодательства электроэнергетики, которое, к сожалению, пока достаточно сырое. Многие нюансы, которые не прописаны в нормативной базе, нам приходится отражать в договоре, поэтому он такой сложный. Договор включает информацию об оптовом рынке электроэнергии, объемах мощности, объемах и способах трансляции, расчет ЧЧИ и т.д. Это высшая математика. В настоящее время компания проводит работу с потребителями: сотрудники разъясняют необходимость тех или иных пунктов, условий договора.

Надеюсь, в ближайшее время Министерство энергетики РФ доработает законодательную базу.

-Есть ли конкуренция на рынке энергосбыта в Пермском крае?

– Конечно. Пока она существует в сегменте крупных предприятий. У нас в крае работают такие сбытовые компании федерального уровня, как Восток, Русэнергосбыт, ряд сбытовых компаний холдинговых структур, например, Лукойла, Газпрома, созданные специально для снабжения своих предприятий электроэнергией.

Некоторые компании изъявляют желание сами выйти на оптовый рынок. Однако, как я уже говорил, правила оптового рынка очень жесткие, необходимо уметь планировать и прогнозировать. Уже сейчас ряд предприятий высказывает желание вернутся к гарантирующему поставщику электроэнергии, то есть к нам, обратно на обслуживание.

-Готов ли «Пермэнергосбыт» идти навстречу промышленникам и депутатам, озабоченных ростом тарифов?

-Мы идем на встречу. В течение полугода во всех отделениях компании работали согласительные комиссии по тарифам. Было рассмотрено порядка 3 тысяч обращений. Объясняли, как работать в новых условиях, как рационально использовать мощность. Для каждого обратившегося сотрудники Пермэнергосбыта составляли план действий по снижению тарифа. По работе с крупными потребителями внедряем новую практику взаимодействия – группа наших специалистов выезжает на предприятие, где проводит совещание по вопросам электроэнергетики для всех заинтересованных лиц компании. Например, на прошлой неделе мы провели подобную встречу с ОАО «Лысьвенский завод тяжелого электрического машиностроения «Привод»: объясняли, какие изменения произошли в энергетике, в законодательстве. Кроме того, сегодня провели семинар для всех потребителей, где также рассказали о том, что нового произошло в законодательстве, каким образом в изменившихся условиях дальше выстраивать отношения.

-Как вы прокомментируете высказывания ряда депутатов Законодательного собрания Пермского края по поводу получения «Пермэнергосбытом» в первом квартале «сверх» прибыли?

– Я сейчас поясню, каким образом у нас формируется прибыль. Цена электроэнергии, которую мы покупаем с оптового рынка, одна. Она заложена в тарифе – в этом году ФСТ определил ее в размере 81,2 копейки за кВт/ч. Это та цена, по которой мы обязаны покупать электроэнергию с оптового рынка. Однако поквартально она разнится. В первом квартале – цена составила 80,7 копейки, во втором – 85,1 копеек, в третьем – рубль, в четвертом – 86,2 копейки. Такую поквартальную схему покупки электроэнергии с оптового рынка придумываем не мы – это утверждает ОАО «Администратор торговых систем». В среднем же по году цена составляет 81,2 копейки.

В прошлом году была обратная ситуация. У нас первый квартал был равен цене, заложенной в тарифе, в вот 2 и 3 квартал – дорогие. В результате к 1 октября компания получила убыток в 300 млн. рублей. Однако уже в 4 квартале в результате того, что цена на электроэнергию на опте была очень невысокой, компания получила прибыль. В результате по году вышли на планируемый результат – 50 млн. чистой прибыли.

В этом году в 1 квартале мы получили большую прибыль, потому, что покупка на оптовом рынке была дешевле средней утвержденной цены. По 3 кварталу мы планируем убыток порядка в 150-200 млн. рублей. Однако на 1 октября ожидаем 50 млн. чистой прибыли.

При этом компания зарабатывает только за счет эффективной работы на оптовом рынке. И этот эффект мы транслируем на потребителя: так, в сентябре удалось купить мощность дешевле, чем в тарифе, и потребитель это увидел.

-Какие обязательства накладывает на «Пермэнергосбыт» статус гарантирующего поставщика?

-Независимая энергосбытовая компания не особо озабочена, тем, знает ли потребитель, что нового произошло в энергетике, каким образом это влияет на его взаимоотношения с энергетиками. У «Пермэнергосбыта» же – это не просто обязательство, а моральная обязанность. Мы должны объяснить потребителю, какие нововведения появились, каким видим развитие наших взаимоотношений, какие есть риски и как их избежать. Разумеется, есть и законодательно прописанные обязательства. Любой обратившийся потребитель имеет право на договор энергоснабжения, отказать ему мы не имеем права. Есть, к сожалению, недобросовестные потребители, чья платежная история оставляет желать лучшего. Тем не менее, мы обязаны заключить с ними договор и поставить электроэнергию в необходимом объеме.

-Предусматриваете ли вы новые формы работы с населением?

-Весной этого года у нас заработал справочно-информационный центр. Летом перешли на практику рассылки пакета квитанций – современный аналог книжек. Потребитель получает пакет квитанций на полгода, состоящий из 6 чистых квитанций и 6 заполненных по среднему показателю. И сам выбирает, как ему удобнее всего производить расчеты.

К концу года планируем реализовать достаточно сложный технологически проект на сайте – «личный кабинет». Пока эта услуга будет разработана только для юридически лиц. Потребитель вводит номер своего лицевого счета, пароль и получает полную информацию по договору электроснабжения: все начисления за период, оплата, расчетные ведомости, отчетные документы.

-Повлияет ли кризис ликвидности на увеличение неплатежей населения и промышленников?

– Населения – не верю. Оплата за электроэнергию – это не такой большой процент в бюджете семьи, микроскопическая часть. Опасаюсь, что проблемы с поступлением платежей за электроэнергию со стороны промышленных предприятий все-таки могут возникнуть.

Дело в том, что с оптовым рынком и транспортирующими организациями мы рассчитываемся в течение текущего месяца. Однако не все потребители оплачивают авансы, а бюджетные организации и население оплачивают потребленную электроэнергию вообще месяцем позже. Правила же оптового рынка очень жестки. Здесь никто не будет слушать причины, по которым мы не смогли произвести оплату. Нет оплаты в полном объеме – до свидания. Соответственно, возникают кассовые разрывы. Следовательно, во избежание этих кассовых разрывов компания вынуждена кредитоваться. Будем стремиться увеличивать авансовые платежи у промышленных предприятий, а так же поработаем этот вопрос и с бюджетными организациями – закон позволяет собирать 30% авансовых платежей с этой категории потребителей.

-Насколько устойчива структура собственности «Пермэнергосбыта»? Возможна ли смена акционеров?

Считаю, что структура акционерного капитала компании достаточно стабильна. На сегодняшний день у Пермэнергосбыт два основных акционера: КЭС (владеет 36% акций) и группа физических и юр. лиц (50%). Есть миноритарные акционеры – порядка 5 тысяч (около 14%), структура которых постоянно меняется. Однако глобальных изменений не ожидается.

-Какую роль играет Андрей Киташев в управлении компанией? Изменится ли его роль после ухода из ОГК-4?

– Киташев – один из крупнейших акционеров компании. Представлен в совете директоров своими доверенными лицами. Его роль после ухода из ОГК-4 как акционера ОАО «Пермэнергосбыт» никоим образом не изменится.

-Как выстраивается взаимодействие «КЭС-Мультиэнергетика» с «Пермэнергосбытом»?

– Здесь работа ведется в режиме взаимного доверия и помощи. У нас же один общий акционер. Сейчас мы совместно выстраиваем работу по договорной компании на 2009 год.

Анна Вотинова, Новый Регион (Пермь)

© 2008, «Новый Регион – Пермь»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Москва, Пермь, Интервью, Комментарии & мнения, Челябинск, Поволжье, Урал, Центр России, Интервью, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,