В Европе появляются новые разделительные линии, считает бывший глава МИД Германии
Политика Европейского Союза в отношении России с каждым разом все больше напоминает курятник, в который забралась лиса. Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об этом в статье, опубликованной на страницах ведущей испанской газеты El Pais, пишет бывший министр иностранных дел Германии, экс-вице-канцлер ФРГ Йошка Фишер.
Ни одна европейская страна не может следовать в своей внешней политике исключительно своим определенным интересам, так как это происходит в отношениях с Россией в связи с дискуссией по ПРО, которую против воли Москвы США планируют установить в Польше (ракеты) и в Чехии (радары).
В Европе появилась новая тема спора, которая угрожает европейской сплоченности. США хотят установить систему ПРО, которая теоретически сможет защитить Северную Америку и часть Европы от ракет с Ближнего Востока. Американские ракеты установят в Польше, а в Чехии – радарную систему.
Россия подняла крик против плана США. Месяц назад во время мюнхенской конференции по безопасности президент Владимир Путин выступил с гневной речью против проекта. Представители США были растеряны, а европейцы – возмущены.
Сейчас США говорят, что пришли к соглашению с Польшей и Чехией с целью изучения конкретных деталей установки необходимых оборонных систем. И Европа вновь возмущается: создается впечатление, что Брюссель не принимает всерьез две великие державы времен холодной войны.
Существует ли угроза возникновения новой гонки вооружений между США и Россией, в которой Европа вновь станет сценой их противостояния? Начнется ли новая холодная война? – задает риторический вопрос бывший глава германского МИДа.
Йошка Фишер считает, что система ПРО, предложенная США, не может быть причиной паники. Ни политический климат, ни старые расхождения и новое противостояние не должны стать основой оправдания пессимизма.
Без сомнения, Россия восстановила свою мощь благодаря ценам на нефть и газ и сейчас претендует на независимую роль в мире. Политические решения Путина популярны в России, и Запад, критикуя его, не должен забывать о его внутренней поддержке, на которую он опирается.
Возвращение России на мировую арену означает развитие и, возможно, появление в будущем старых и новых противостояний. Но до новой холодной войны много световых лет. Между Россией и Западом уже не существует никакой идеологической враждебности. Отдаленность есть, а враждебности – нет.
11 американских ракет в Польше не могут быть угрозой российской безопасности и не могут означать старт новой гонки вооружений. Необходимо понять, почему США нужно было принять такое решение сейчас. Американская стратегия не кажется резонной. Угрозы Ирана, против которого направлена система ПРО, все еще сомнительны и могут быть устранены дипломатическими путями.
На самом деле, Западу необходимо сотрудничество России практически во всех важных международных делах: Северная Корея, Иран, Ирак, Ближний Восток, Южный Кавказ, Центральная Азия, Косово, изменение климата, энергетическая безопасность, нераспространение ядерного оружия и другое.
С некоторых пор американская политика в отношении России все менее и менее последовательна. Кажется, что США не способны решить: считать Россию соперничающей силой или сложным партнером. Для своего блага и, имея в виду, что приоритетами своей политики являются Ирак, Иран и, вообще, Ближний Восток, американцы должны постараться принимать русских как партнеров.
Европейская политика в отношении России еще хуже. Каждый раз она все больше похожа на курятник, где побывала лиса. Сейчас, после объявления США о строительстве системы ПРО с Польшей и Чехией, европейцы имеют в небе ястреба, который крутится над их головами. Растерянность и паника распространяется по Европе.
Самым тревожным из всего этого является не американский проект, не риторическая демонстрация силы Путина, а европейская слабость, каждый раз все более отчетливая. ЕС 10 лет работает над достижением общей внешней политики и безопасности. Как стало возможным, что такая критическая тема, как установка ПРО в Европе, по-прежнему игнорируется Европейским Союзом без всяких попыток достижения общей европейской позиции?
Система ПРО в Европе – это европейская проблема, а не двусторонняя. Если ЕС продолжит молчание по такому важному делу для своего будущего, ему придется лишь признать свою слабость и маловажность.
Слабость Европы еще очевидней, если считать, что до сих пор неясно – будет действовать система ПРО хоть раз. Это сомнительный проект, который не должен спровоцировать серьезное разделение в Европе, но с принятием решения в двустороннем формате появляется именно такая угроза: разделить Евросоюз, так как сделала это война с Ираком.
В это время Москва играет в «разделяй и властвуй», используя европейскую зависимость от поставок газа и нефти. Когда политика ЕС в отношении России затруднена принципиальностью польского правительства (Польша блокирует подписание договора о стратегическом партнерстве ЕС-РФ, требуя отменить запрет на импорт польского мяса в Россию – РИА «НР»), Москва подписывает двусторонние соглашения с членами союза, последние – с Грецией и Болгарией (о строительстве нефтепровода Бургас – Александруполис).
Единственный эффективный ответ, который европейцы могут дать Кремлю – это принятие общей энергетической политики, которая затруднит какое-либо новое разделение. ЕС должен разработать единую позицию по стратегическим и по маловажным вопросам своей внешней политики. В противном случае Европа останется на милость интересов остальных.
Йошка Фишер – министр иностранных дел и вице-канцлер Германии в 1998-2005 годах. Руководитель партии зеленых в течение почти 20 лет, сейчас преподает в школе Woodrow Wilson Принстонского университета (США).
Берлин – Мадрид – Москва, Сергей Вулпе
© 2007, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».