Сквер в центре Тирасполя будет назван именем первого архитектора города
Сквер на набережной реки Днестр в центре Тирасполя, напротив памятника Александру Суворову, будет назван в честь первого архитектора города, уроженца Антверпена, Франца Павловича де Волана.
Как сообщает корреспондент «Нового Региона», такое решение приняли сегодня депутаты Городского совета, пожелав увековечить память человека, ставшего автором первого генерального плана строительства будущей столицы Приднестровья.
Городские законодатели постановили создать Скульптурно-исторический комплекс «Мемориал Тирасполя», в состав которого будет входить сквер имени де Волана. Кроме того, в сквере поставят его бюст, а рядом будет воздвигнут монумент российской императрице Екатерине Второй, издавшей указ о возведении в 1792 году на Днестре крепости «Срединной», у стен которой вырос город Тирасполь.
Торжественное открытие сквера имени Франца де Волана состоится 14 октября 2007 года, в день 215-й годовщины основания Тирасполя.
Справка РИА «Новый Регион»:
Франц (Франсуа) Павлович де Вол(л)ан (1752, Антверпен, тогда в составе Нидерландов, ныне Бельгия – 1818, Санкт-Петербург) – первый инженер в армиях Г. А. Потёмкина и А. В. Суворова, государственный деятель, дипломат, военный ученый-теоретик, инженер, картограф.
Молодость провёл в Южной Америке. С 1779 года находился с картографической миссией в Суринаме. С 1781 года разрабатывал планы защиты этой нидерландской колонии. Составлял топографические карты, проектировал военные укрепления и принимал участие в военных действиях против англичан.
После возвращения в Нидерланды в 1784 году участвовал в составлении карт и атласа восточной части страны. В марте 1786 года ушёл в отставку в чине инженер-капитана, в октябре того же года подписал договор с русским послом в Гааге С. Колычевым о поступлении на русскую службу и покинул родину.
Участвовал в штурме Измаила и других турецких крепостей. Составил карты отвоёванных у Османской империи территорий. В 1792-1794 годах под руководством А.В. Суворова проектировал и строил крепости южной оборонительной линии по Днестру и Черноморскому побережью.
Был автором системы каналов и шоссе в малороссийских губерниях, строителем Одесского порта и Одессы, а также ряда городов (Николаева, Тирасполя, Овидиополя, Григориополя, Новочеркасска, Вознесенска), создателем военных портов и военных сооружений в Севастополе, Керчи, Феодосии, Евпатории, Симферополе, Перекопе. В то же время он занимался реконструкцией Таганрогского порта.
Де Волан был строителем первого чугунного моста в Петербурге, первым русским гидротехником, создавшим самую большую водную систему в Европе, связавшую Петербург с Волгой, единственным инженером-полковником в русской армии, получившим генеральский орден.
Один из инициаторов создания Корпуса инженеров путей сообщения и его института (1809-1810). С 1812 – главный директор путей сообщения, с 1814 – член Комитета министров. Под руководством де Волана в 1816 году началось строительство первого в России шоссе Петербург – Москва.
В своей работе во многом руководствовался принципами древнеримской гидротехники и градостроительства. Похоронен в Петербурге на Волковском лютеранском кладбище.
Тирасполь, Эрнест Варданян
© 2007, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».