Ключи от приднестровского урегулирования находятся в «трансграничном макрорегионе»
Возрастание интеллектуальной, экономической и социальной роли Украины в молдо-приднестровском урегулировании может стать недостающим «пятым элементом» в развитии мира и стабильности в регионе. Внимательное изучение перспектив разрешения конфликта приводит к мысли о необходимости не просто банального переформатирования пространства, а создания экономического макрорегиона, включающего правобережную Молдову, Приднестровье, Гагаузию, и украинское Причерноморье.
Как передает корреспондент «Нового Региона», об этом в рамках международного экспертного проекта «ИМПАКТ» заявил известный украинский аналитик профессор Владимир Коробов, высказав идею трансграничного причерноморского сотрудничества (Одесского трансграничного макрорегиона) как катализатора молдо-приднестровского урегулирования.
По мысли эксперта, становление в регионе единого рынка, общих коммуникаций, общего стиля и образа жизни, сближение интересов и взаимопроникновение культур происходит уже давно, и наступило время осмысления этого процесса. Украинский вклад в экономическую интеграцию и урегулирование регионального конфликта мог бы быть реализован с учетом опыта европеизации, создания еврорегионов и развития трансграничного сотрудничества по реально существующим и оправдавшим себя моделям евроинтеграции.
Для того, чтобы идея Одесского экономического макрорегиона (или Днестровско-Причерноморского экономического макрорегиона) была успешно реализована, Украине предстоит выполнить серьезную комплексную программу трансграничного сотрудничества, и как минимум, отказаться от попыток искусственной политики ограничения экономической свободы для субъектов экономической деятельности из Приднестровья, которая подрывает идею экономической интеграции региона как способа разрешения и урегулирования регионального конфликта.
В подтверждение своих слов Владимир Коробов приводит статистику, доказывающую взаимодополняемость регионов в составе предлагаемого Одесского экономического макрорегиона, что является основой урегулирования. По самым скромным подсчетам, среднегодовой внешнеторговый оборот Приднестровья составляет около 770 млн. долл. Более 144 предприятий электроэнергетики, машиностроения, металлообработки, черной металлургии и др. обеспечивают внешнеэкономические отношения региона с 59-70 странами. Основной транзит продукции идет через Украину. Если начинать с экономической интеграции как пути к урегулированию, и делать это в условиях экономической свободы, а не применения экономических блокад и бойкотов, украинский транзит – необходимый компонент всего проекта.
Введение Украиной в марте 2006 г. новых таможенных правил (экономической блокады Приднестровья) было шагом, направленным против экономических интересов Украины и против идеи экономической интеграции макрорегиона.. В условиях непрозрачности политики официальных украинских властей в отношении Молдовы-Приднестровья, реальная сумма экономических убытков, которые понесла Украина в результате введения нового таможенного режима (по лексике Приднестровья – экономической блокады) населению Украины неизвестна. Ограничения свободы торговли с Приднестровьем оказались внешнеполитической ошибкой Украины, повлекшей как экономические убытки, так и политические убытки в виде самоустранения Украины от естественной миротворческой роли в приднестровском конфликте, утверждает Коробов.
Втягивание нашего общего макрорегиона в пространство общемирового кризиса только усиливает потребность в скорейшей отмене искусственных ограничений экономической свободы в трансграничных отношениях Молдовы и Украины.
В то же время экономическая интеграция Молдовы-Приднестровья была бы неполным и недостаточным выходом из сложившейся ситуации. Реинтеграция Молдовы в принятом смысле этого слова не учитывает несколько моментов: первое, контекст сложившегося молдо-украинского и приднестровско-украинского экономического сотрудничества; второе, взаимодополняемость региональных экономик правобережной Молдовы, Приднестровья и украинского Причерноморья; третье, волю народов, населяющих общий макрорегион к экономической интеграции Юга Украины с правобережной Молдовой и Приднестровьем.
Важнейшим шагом к созданию интегрированных экономик макрорегиона может стать разработка Стратегии его развития на период с 2008 по 2028 г. Эта Стратегия могла бы определить принципы и направления сближения экономик регионов (стран), цели и методы обеспечения устойчивого развития макрорегиона. Разработка такой Стратегии могла бы стать общим проектом экономических институтов Одессы, Тирасполя и Кишинева, заключает эксперт.
Международный Проект «ИМПАКТ» направлен на консолидацию экспертного сообщества Молдовы-Приднестровья, с участием специалистов по молдо-приднестровскому конфликту из Украины, России и Румынии. В первой фазе проекта запланирована публикация серии печатных работ и документального фильма по оценке социо-экономических аспектов конфликта и предложений новаторских подходов к его решению. Проект координируется партнёрскими организациями из Кишинёва, Тирасполя и ЕС.
Херсон, Виктория Гладковская
© 2009, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».