Молдавия и Приднестровье должны укрепить доверие друг к другу и приступить к экономической реинтеграции не дожидаясь политического решения конфликта. Такой вывод содержится в работе «Политическая экономия реинтеграции» доктора экономики Елены Гореловой. Она написана в рамках совместных исследований, проведенных в последние полтора года экспертами Молдавии, Приднестровья, России, Румынии и Украины, – участниками международного экспертного проекта «ИМПАКТ».
Автор считает, что многолетняя «политизация» процесса приднестровского урегулирования привела к обострению экономического противостояния между Молдовой и Приднестровьем. В результате экономические отношения Кишинева и Тирасполя строятся на гораздо худших принципах, чем отношения каждой из сторон со странами СНГ и другими государствами.
Стороны конфликта, также как и посредники, считают, что единое экономическое пространство будет восстанавливаться после конституционного оформления взаимоотношений сторон. Так, в разных планах приднестровского урегулирования, которые предлагались в последние годы, вопросы экономической интеграции предусматривалось решать только после политического решения конфликта, – это касается и «меморандума Козака», и совместных предложений и рекомендаций посредников от ОБСЕ, России, Украины, и «плана Ющенко».
Отсутствие единого видения политического решения приднестровской проблемы, как у сторон конфликта, так и у посредников, недооценка с их стороны роли создания экономических предпосылок реинтеграции ввергли Молдову-Приднестровье в состояние постоянного экономического конфликта, считает Е.Горелова. В ее работе приводится обширный ряд эпизодов этого конфликта, связанных с деятельностью экономических и инфраструктурных систем, фискальных, таможенных, силовых и других структур. Автор отмечает негативное воздействие вовлечения гарантов и посредников в экономические конфликты между Кишиневом и Тирасполем.
В работе отмечается, что из-за конфликтности экономических взаимоотношений стороны несут дополнительные издержки. Между тем, существуют серьезные внутренние экономические проблемы, сдерживающие развитие и Молдовы и Приднестровья. Экономики обоих берегов Днестра являются примерно одинаковыми по уровню развития и наименее развитыми по сравнению с экономиками европейских стран и многих стран СНГ, а также имеют схожие риски, ограничивающие возможности преодоления отставания в развитии. Поэтому, прежде всего, нужно освободиться от бремени взаимных экономических барьеров.
Автор считает целесообразным кардинально изменить характер экономических взаимоотношений между Кишиневом и Тирасполем и перейти от политики односторонних дезинтеграционных действий к проведению совместного курса на формирование единого экономического пространства и экономическую реинтеграцию. Для этого предлагается создать совместные институты по осуществлению экономической реинтеграции, которые должны вырабатывать соответствующие предложения на основе анализа ситуации в сфере экономического взаимодействия и выявления имеющихся барьеров. Е.Горелова предупреждает, что работа этих институтов не будет эффективной, если одновременно не будут предприниматься совместные меры по разблокированию конфликтных вопросов, снятию ограничений и барьеров, препятствующих экономическому взаимодействию и внутреннему экономическому развитию сторон.
Она предлагает Кишиневу и Тирасполю совместно разработать и утвердить меморандум о действиях, затрагивающих интересы другой стороны. В этом документе должны быть отменены или приостановлены предпринятые в прошлом односторонние действия, которые негативно сказываются на экономической ситуации. Необходимо также предоставить друг другу гарантии, что такие действия не будут предприниматься впредь. Для этого предлагается разработать механизм предварительного согласования решений о планировании односторонних действий, которые затрагивают интересы другой стороны и могут содержать риски ущемления ее экономических интересов.
Автор исследования также предлагает властям Молдовы и Приднестровья совместно разработать и внедрить среднесрочную Стратегию экономической реинтеграции. Реализация этого документа, по ее мнению, поможет свободному и эффективному развитию предпринимательской деятельности на двух берегах Днестра, позволит наладить сотрудничество по гармонизации налоговых систем, согласованию денежно-кредитной и валютной политики, развитию бюджетных отношений, интеграции банковских систем и реализации совместных инфраструктурных проектов.
Международный Проект «ИМПАКТ» направлен на консолидацию экспертного сообщества Молдовы-Приднестровья, с участием экономистов, социологов и политологов из Украины, России и Румынии. В первой фазе проекта запланирована публикация серии печатных работ и документального фильма по оценке социо-экономических аспектов конфликта и предложений многосторонних новаторских подходов к его решению. Проект координируется партнёрскими организациями из Кишинёва, Тирасполя и ЕС.
Кишинев, Максим Шувалов
Кишинев. Другие новости 27.01.09
Митрополит Кирилл получил 508 голосов и стал новым Патриархом. / В Приднестровье планируется создать украинский культурно-образовательный комплекс. / Воронин намерен обсудить с Медведевым приднестровское урегулирование. Читать дальше
© 2009, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».