Молдавия и Приднестровье имеют примерно равные «весовые категории», поэтому их отношения не могут быть построены по принципу, когда одна сторона принимает решения, а вторая их безропотно принимает. Таким образом, нужно обеспечить международные гарантии в формате 5+2, чтобы взаимодействие Кишинева и Тирасполя не зависело от расстановки внутриполитических сил на обоих берегах Днестра.
Как передает «Новый Регион», об этом в рамках международного экспертного проекта «ИМПАКТ» заявил приднестровский политолог, бывший кандидат на пост президента Приднестровья, главный редактор «Новой Газеты» Андрей Сафонов.
После возможного преодоления конфликта он предлагает реализовать программу постконфликтного государственного образования. По его мнению, в будущей объединенной стране может быть всенародно избран федеральный президент, способный при необходимости стать реальным противовесом федеральному парламенту.
В свою очередь, законодательный орган предполагается сделать двухпалатным, причем и Сенат, и Палата представителей должны комплектоваться из избираемых, а не назначаемых фигур, дабы избежать лоббирования определенных интересов. Сафонов также говорит о федеральной Конституции, которой предстоит пройти утверждение в парламенте Молдавии, Верховном Совете Приднестровья и общефедеральном парламенте.
Среди прочих атрибутов гипотетического объединенного государства журналист указывает на создание, помимо Конституции, специального Договора о разграничении полномочий, а также на компромиссную внешнеполитическую концепцию, которая сочетала бы и стратегию евроинтеграции Кишинева, и стремление Тирасполя к России, и учитывала бы важность Украины для обеих сторон.
Сафонов предлагает также постепенное сокращение вооруженных сил вплоть до полной демилитаризации и введение единой валюты при наличии у Приднестровья собственного эмиссионного центра для выпуска ограниченного количества денежных единиц (по образцу некоторых американских штатов).
Кроме того, главный редактор «Новой газеты» предлагает обеим сторонам объявить взаимную амнистию участникам вооруженного конфликта начала 90-х годов, на взаимной основе признать собственность, в том числе приватизированную, и статус должностных лиц, пенсий, воинских званий и т.д. Политолог добавляет, что в этом процессе важную роль могут сыграть неправительственные организации, независимые СМИ, политические партии и широкие слои населения.
В то же время Андрей Сафонов обрисовывает ряд задач, которые, в его понимании, должна выполнить конкретно приднестровская сторона. Во-первых, считает он, Тирасполь должен совместно с Кишиневом добиться урегулирования конфликта, чтобы облегчить привлечение иностранных инвестиций.
Во-вторых, Приднестровью, равно как и Молдавии, не следует вмешиваться в какие бы то ни было разногласия между Россией и Украиной – лучше стать мостиком сотрудничества между ними, уверен журналист. Одновременно нужно прекратить антизападную риторику, т.к. она ограничивает внешние контакты, потенциально выгодные для социально-экономического развития региона.
Справка: Международный Проект «ИМПАКТ» направлен на консолидацию экспертного сообщества Молдавии-Приднестровья с участием экономистов, социологов и политологов из Украины, России и Румынии. В первой фазе проекта запланирована публикация серии печатных работ и документального фильма по оценке социо-экономических аспектов молдо-приднестровского конфликта и предложений многосторонних новаторских подходов к его решению. Проект координируется партнёрскими организациями из Кишинёва, Тирасполя и ЕС.
Тирасполь, Максим Шувалов
Тирасполь. Другие новости 30.01.09
Россия и ОБСЕ обсудили перспективы приднестровского урегулирования. / Четверг – самый аварийный день на дорогах Бендер. / В ПМР при принятии местных бюджетов приоритет отдали социально-защищенным статьям. Читать дальше
© 2009, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».