«Приднестровье: взгляд с двух берегов» – доклад председателя Верховного Совета ПМР стал доступным виртуально
«Новый Регион» представляет полный текст доклада председателя Верховного Совета ПМР Евгения Шевчука для международной конференции «Приднестровье: взгляд с двух берегов», которая состоялась в Лондоне 24 мая.
Как ранее сообщал «Новый Регион», спикер ВС ПМР не смог принять участие в конференции из-за аннулирования визы посольством Великобритании в России, гражданином которой является Евгений Шевчук. Отказ произошел на основании запроса британской дипмиссии в Кишинёве, сообщившей в Москву, что спикер включён в список высших руководящих лиц ПМР, въезд которых в страны ЕС нежелателен.
По инициативе британской стороны 24 мая состоялся телемост Тирасполь-Лондон, который, однако, по техническим причинам не состоялся.
Доклад Председателя Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Шевчук Е.В. для Конференции «Приднестровье: взгляд с двух берегов», Великобритания, г. Лондон
«Через референдум к выборам,
через выборы к стабильности»
24 мая 2006
Я признателен организаторам Конференции, проявившим искренний интерес к проблеме локальных конфликтов и к проблеме приднестровского урегулирования в частности. Серьезность сложившегося в нашем регионе положения делает необходимым расширение аудитории для дискуссии по данной проблематике для наиболее полного информирования мирового сообщества о положении дел.
Наша дискуссия предполагает, прежде всего, взгляд с обоих берегов Днестра. И я постараюсь осветить взгляд с Левого берега. В нескольких километрах от Тирасполя – столицы Приднестровья – находится прекрасный город Бендеры, где четырнадцать лет назад пролилась кровь мирных жителей. Сейчас некоторыми политиками отвергаются и перечеркиваются косовские параллели, и аргументируется такой подход отсутствием этнических чисток. Кстати, напомню о печальной статистике – о соотношении проживающих и убитых, а также пропавших без вести в Косово и в Приднестровье, данные близки. На обыденном уровне общественности Приднестровья трудно понять, почему у мировых акторов такая разная логика поведения. Там, где убивают людей, сознательно разрушают культурные и религиозные святыни, устраивают этнические чистки и перевалочные базы наркодельцов (в данном случае речь идет о Косово) – там вопрос политического самоопределения решается в пользу так называемых сепаратистов. Возникает ощущение, что ждут, когда и здесь начнут уничтожать народ. Но так не получилось в 92-ом году, и мы пытаемся сделать все, чтобы это не повторилось.
Мне хотелось бы осветить некоторые элементы нынешнего положения дел в Молдове и Приднестровье, прежде чем представлю Вам тезисы видения механизма урегулирования.
Молдо-приднестровский конфликт ассиметричный. Ассиметрия изначально была обозначена разным положением сторон, как-то: международная правосубъектность Молдовы и непризнанность Приднестровья. А отсюда невозможность Приднестровья представлять свои интересы и обнародовать свои позиции на международных трибунах.
К сожалению, по моему мнению, Республика Молдова, игнорируя накопленный мировым сообществом опыт политического урегулирования, продолжает вести прерывистый диалог с позиции «слабый» – «сильный». В данном контексте термин «асимметричный конфликт» отнесен к ситуации шантажа, когда сторона – субъект международного права со всеми вытекающими отсюда последствиями – легко уходит и от собственных заявлений, и от обозначенных стремлений, и от двусторонних и многосторонних договоренностей.
Заявление об отказе от унитарного статуса и стремлении к построению федеративного государства было продекларировано представителями Молдовы не единожды. С высоких трибун Генеральной Ассамблеи ООН и Парламентской Ассамблеи Совета Европы делались заявления, содержание которых было востребовано мировым сообществом. Но продолжением этих заявлений, как ни парадоксально, стало принятие Закона о статусе Приднестровья без каких-либо обсуждений и учета мнения общественности Приднестровья. Вне рамок переговорного процесса народу Приднестровья пытаются навязать волю властей Молдовы, наделить Приднестровье статусом, который, по сути, является автономизацией.
Бутафорский фасад Гагаузской автономии показал, что такое «автономия» по-молдавски: жесткое подавление малейших попыток инакомыслия, низкие доходы населения, разрушение инфраструктуры, отток большинства трудоспособного населения за пределы Молдовы, в том числе в Европу, в поисках лучшей доли. И приднестровский народ рассматривает Гагаузию как явный пример того, что ему предлагают. Такую перспективу в народе радужной не считают.
За последние пять лет властями Республики Молдова сделано многое, для того чтобы усугубить условия для приднестровцев, при которых люди вынуждены оставлять свои семьи, уезжать на заработки за пределы своей страны. И нужно отдавать себе отчет в том, что вынужденная миграция – это путь к радикализму.
Приднестровье поставлено в условия неадекватных и непрогнозируемых ситуаций, переговорный процесс больше напоминает скрытую фазу войны. Молдовская иллюзия справедливого урегулирования по сути является желанием задушить.
Так и сегодня, инициировав экономические ограничения Приднестровья, официальные власти Молдовы отвечают на опасения международных структур о возможных последствиях отрицанием, лишенным логического смысла. Отрицая уже наступившие негативные последствия, когда тысячи людей остались без работы и остановлена часть бюджетообразующих промышленных предприятий, власти Молдовы обращают внимание на наличие на внутреннем рынке Приднестровья, в приднестровских магазинах, ассортимента необходимого продовольствия. Но доступно ли оно гражданам Приднестровья, в то время когда многие из них лишены возможности заработать необходимые для этого средства?
Правительство Молдовы утверждает, что в целях легализации приднестровского бизнеса введен новый порядок осуществления внешнеэкономической деятельности для приднестровских агентов. Само слово «порядок» подразумевает структурность, системность и поэтапность. Можно ли назвать порядком то, что предпринимается внезапно и хаотично без учета мнений тех, кого этот так называемый порядок напрямую затрагивает? Вводится новый режим, и только через 10 дней даются какие-либо пояснения, и эти нововведения оформляются в виде нормативных актов. Своим заявлением Правительство Молдовы объявляет о гарантиях собственности приднестровским хозяйствующим субъектам при условии регистрации. В то же время существуют другие нормативно-правовые акты, высшие по принципу юридической иерархии, в том числе ранее принятый закон Молдовы о приватизации предприятий в Приднестровье, которым данное заявление противоречит. Суды Республики Молдова временную регистрацию воспринимают не однозначно. Вот это и есть экономическая интеграция по-молдовски. Хотя некоторые заявления властей РМ и носят элементы конструктивизма, они не наполнены реальным содержанием по фактическому выполнению при отсутствии гарантий стран – участников переговорного процесса и наблюдателей.
Вы многое слышали из уст представителей РМ о приднестровской «черной дыре», о контрабанде боеприпасов, реактивных установках, наркотиках. Вы знаете, что более полугода на приднестровско-украинской границе европейскими экспертами проводился мониторинг. И после того как евромиссией не найдено и стреляной гильзы, я не уверен, что молдовские ораторы примут во внимание эти факты в качестве основания прекращения беспрерывного потока лжи и очернения. Зато найдена «ножка Буша», являющаяся оружием массового поражения! Кстати, если поискать, то ее можно найти и во многих признанных государствах, в том числе и в РМ.
Сегодня, например, и Северный Кипр и Тайвань имеют возможность осуществлять торговлю с Европейским Союзом по своим сертификатам. В то время как и Северный Кипр, и Тайвань – это составляющие части ранее существующей единой страны. Конечно, у нас не такая мощная экономика, как у Тайваня, но разве мы получаем право жить и трудиться только при наличии больших денег?
Власти Молдовы проповедуют сегодня известный принцип: «Если сделать человека бедным, он вмиг станет управляемым». Бедность – это политический инструмент. Опасность использования этого инструмента международному сообществу очевидна.
Соблюдение прав мирного гражданского населения, живущего в зоне конфликта, приоритет этих прав над политическими амбициями – вот то, что, как мне кажется, является сегодня отличительной особенностью современного подхода международного сообщества к урегулированию конфликтов.
Мы многое можем услышать о суверенитете, неделимости и территориальной целостности Молдовы. Может ли сегодня мировое сообщество позволить себе оставить без должного внимания ситуацию, когда государство безответственно перед кем бы то ни было в способах реализации своего суверенитета? Независимость дается тем и в тех случаях, когда это политически целесообразно, а целесообразна ли воля людей жить там или нет; целесообразны ли права человека? Эти вопросы мы оставим открытыми.
Противоречия государств в их позициях относительно как ситуации в Приднестровье, так и формата переговорного процесса только усложняют и без того непростое положение. Пора преодолеть наметившуюся коньюктуру и циничный торг, жесткое противостояние РМ – ПМР, Восток-Запад.
Мы находимся в ситуации, когда нам настоятельно рекомендуют стать частью Республики Молдова. В ситуации, когда
– ранее достигнутые договоренности не выполняются сторонами;
– РМ является одной из беднейших стран Европы;
– где, мягко говоря, есть вопросы по соблюдению прав человека и функционированию демократических институтов;
– где затухающий, но наиболее доходный бизнес, промышленность, финансы контролируют лица, близкие к окружению Президента Республики Молдова;
– где коррупцию отслеживают и находят только у оппозиции;
– где непонятны правовые основания сплошных проверок контрольных органов, схожих с борьбой с инакомыслием;
– непонятны правовые основания предания суду и столь строгого приговора Валерию Пасату;
– где Президент РМ прямо и безоговорочно заявил о том, что не сядет за стол переговоров с Президентом ПМР;
– где в Гагаузии жестко подавляются любые попытки инакомыслия;
– где около миллиона граждан плутают по Европе в поисках лучшей доли.
Зачем? Зачем становиться частью РМ, когда кто-то постоянно пытается что-то отобрать, регулярно обвиняет нас во всех грехах, и при этом им это сходит с рук?
Вообще, это парадокс. Как можно было довести ситуацию до нынешнего положения, когда фактически созданы условия для ухудшения экономической ситуации, а это именно жизни людей, простых людей (не Воронина, не Смирнова, не Лупу, не Шевчука), а тех, кто наименее защищен в это смутное время – пенсионеры, крестьяне, рабочие, предприниматели, причем на обоих берегах? Надо же так додоговариваться!
Мы находимся сегодня в ситуации таких действий молдовских властей, последствия которых не поддаются прогнозируемости; сегодня инициируется денонсация основополагающих документов переговорного процесса – Соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта 1992 года и Меморандума о нормализации отношений 1997 года. И опасения о последствиях возникают небезосновательно, потому что именно после подписания Соглашения 1992 года была прекращена активная стадия боевых действий на берегах Днестра.
На мой взгляд, в переговорном процессе пора перестать выталкивать одних, втягивать других и стравливать одних с другими, лишь бы продемонстрировать деятельность, при этом прося постоянно денег. Нельзя достигать политического урегулирования путем интриг, обвинять оппонентов, так же, как и обвинять в предвзятости целые страны, которые когда-то сами пригласили за стол переговоров, при этом бегая по всему спектру международных организаций.
Какие модели выхода из сложившейся на сегодня сложной ситуации можно представить?
Автономизация – пример Гагаузии в этом смысле показателен, я вам осветил некоторые аспекты автономии по-молдовски.
Федерализация – примеров в истории множество ( к нашей ситуации можно было бы примерять конфедерацию по типу Бельгии, Швейцарии).
Ассоциированное государство – Примеры «свободно ассоциированных государств»: Гренландия с Данией; Палау с США; Острова Кука – с Новой Зеландией. При такой форме ассоциации присоединяемое государство имеет внутренний суверенитет, но отказывается от внешнего суверенитета (т.е. конституционно не признана независимость этого образования от другого государства).
Создание Союзного Государства;
В качестве пятого можно считать украинский План Ющенко. Можно в целом охарактеризовать План Ющенко весьма продуктивным. Но в нем не совсем пока ясно просматривается судьба Приднестровья.
И что же, на мой взгляд, необходимо делать в этой ситуации, если, например, взглянуть вперед? Я хочу поделиться некоторыми тезисами, которые могли бы стать частью плана, и, на мой взгляд, это наиболее эффективный и справедливый подход.
Разрабатывается единый документ: план действий по приднестровскому урегулированию, который предполагает организацию мониторинга Международной мониторинговой группы, специально учрежденной ООН.
Международная мониторинговая группа проводит в Приднестровье необходимые исследования, консультации, и вырабатывает соответствующие рекомендации о необходимой модернизации законодательства Приднестровья в соответствии с существующими мировыми избирательными стандартами или о проведении Верховным Советом Приднестровья процедуры утверждения Временных правил по проведению референдума. Мониторинговой группой также вырабатываются рекомендации по подготовке к проведению в Приднестровье референдума при мониторинге ООН и при участии стран-гарантов, наблюдателей от ЕС и США для выявления воли населения Приднестровья относительно вхождения Приднестровья в состав Республики Молдова в качестве автономии.
После проведения Референдума, в случае отказа населения Приднестровья от вхождения в состав Республики Молдова, ООН устанавливает годичный переходный срок функционирования Приднестровья с учреждением Специального представителя (посланника, отделения) ООН по Приднестровью и РМ, осуществляющего постоянный мониторинг и выработку рекомендаций по проведению выборов.
С учетом того, что население Приднестровья отказалось войти в состав Республики Молдова, и это является подтверждением необходимости изменения подходов действующей в РМ власти к урегулированию, в РМ назначаются досрочные парламентские выборы, проводимые в течение шести месяцев. При мониторинге ООН в Приднестровье в течение шести месяцев проводятся соответствующие выборы и формируются органы власти. Сформированные в Приднестровье органы государственной власти, вновь избранные власти РМ при участии стран-гарантов, наблюдателей – ЕС и США и международных организаций, под эгидой Специального представителя ООН разрабатывают и заключают Конституционное Соглашение о создании Союзного Государства. Затем также проводятся выборы в Союзные органы.
Соглашением устанавливается трехлетний срок «сближения», в течение которого Приднестровье не наделяется международной правосубъектностью и не имеет права на сецессию.
В случае же изъявления по результатам референдума желания населения Приднестровья войти в состав Республики Молдова, в течение 1 года в Приднестровье проводятся выборы в представительные органы власти, которые впоследствии при мониторинге ООН, а также стран-гарантов молдо-приднестровского урегулирования и наблюдателей от ЕС и США участвуют в проведении необходимых мероприятий для создания благоприятных условий для Приднестровья и РМ. Сторонами вырабатываются соответствующие рекомендации по законодательному изменению Конституции Республики Молдова, которые являются обязательными для исполнения Республикой Молдова при вхождении Приднестровья в состав РМ в качестве автономии. В Приднестровье устанавливается двухгодичный «переходный период» для гармонизации законодательства.
Планом необходимо предусмотреть ряд принципиальных положений, которые распространяются на все его этапы. Так, с начала первого этапа и до окончательного политического урегулирования Приднестровье и Республика Молдова всецело исключают возможность применения мер экономического, политического и иного давления, а также установление административных барьеров, препятствующих перемещению граждан и свободе экономической деятельности.
В целях создания наиболее благоприятных условий развития экономики на срок реализации всех этапов данного плана при содействии стран-гарантов, посредника и наблюдателей в рамках переговорного процесса осуществляется программа повышения экономической активности Приднестровья и Республики Молдова, в рамках которой путем заключения специальных соглашений налаживается прямое экономическое сотрудничество ЕС-РМ, ПМР; Украина – РМ, ПМР; Россия – РМ, ПМР.
Миротворческая операция на берегах Днестра проводится на всех этапах Плана с включением в миротворческий контингент миротворческой группы Украины, в соответствии с ранее достигнутыми в формате ОКК договоренностями до момента разработки и утверждения соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН, гарантирующей безопасность и РМ, и ПМР.
На всех этапах плана обеспечивается беспрепятственный доступ к средствам массовой информации на недискриминационной основе для всех общественных и политических групп и граждан, проживающих на обоих берегах Днестра. В этих целях на территории Республики Молдова и Приднестровья организуется трансляция республиканских (центральных) теле- и радиоканалов. Приднестровье принимает на себя обязательство транслировать на своей территории государственный теле- и радиоканал РМ, Республика Молдова обеспечивает на своей территории вещание государственного телевизионного канала «ТВ ПМР» и радио ПМР.
Таким образом, предлагается модель: через референдум к выборам, через выборы к стабильности.
Прежде всего, обращаю ваше внимание на вышеобозначенную Программу повышения экономической активности Приднестровья и РМ. Полагаю, что обеспечение на период исполнения Плана восстановления нарушенных элементов экономики Приднестровья и Республики Молдова, стимулирование социального развития в Республике Молдова и Приднестровье, налаживание гражданских транспортных и инфраструктурных связей региона с миром – все эти действия должны быть направлены на комплексное создание стабильного развития в регионе и благоприятного переговорного климата.
Международным сообществом сегодня признан постулат о том, что важнейшим звеном при урегулировании конфликтов и постконфликтном миростроительстве является экономическое и социальное развитие данного региона. Еще в 1992 году в докладе Генерального Секретаря ООН «Повестка дня для мира» четко и однозначно указано, что содействие урегулированию включает, прежде всего, аспекты восстановления институтов и инфраструктур. Перед международным сообществом этим докладом уже тогда была обозначена цель – принимать меры в отношении глубинных причин конфликта: экономической безысходности, социальной несправедливости и политического притеснения. Эти меры согласно «Повестке дня для мира» должны быть нацелены на вселение в людей чувства уверенности и благополучия, без чего невозможно реальное обеспечение базовых прав человека.
Также на Саммите ООН в 2005 году в Докладе Генерального секретаря Кофи Аннана было указано на то, что развитие возможно лишь в условиях свободы, и то, что люди могут воспользоваться политической свободой лишь в случае, если у них действительно есть хоть какой-то шанс на достойную жизнь. По словам Аннана, можно быть действительно свободными лишь в том случае, если вам не грозят война и насилие и если ваши основные права и чувство достоинства защищены законом.
В случае нежелания народа быть автономией Молдовы, согласно разрабатываемому плану Приднестровье не обретает международной правосубъектности в близкой перспективе. Напротив, для него устанавливается трехлетний срок нахождения в Союзном Государстве под мониторингом ООН без права на сецессию и без прав субъекта международного права.
В связи с высоким уровнем недоверия сторон друг к другу подключение ООН к данной проблеме в таком ключе предопределило бы направления урегулирования через призму демократических процедур.
Приведу слова Кофи Аннана, произнесенные им в праздничной речи по случаю 60-й годовщины ООН: «Никогда в истории ООН смелые решения не были более насущными. И никогда они не были более возможными».
На мой взгляд, референдальная основа урегулирования – это и есть наиболее справедливый способ решения уже затянувшегося 15-летнего противостояния. Это позволит завершить юридически развал Советского Союза на территории МССР.
Одно из условий гармонии международных отношений – когда участники взаимодействия придерживаются правил игры без принуждения – можно, надеюсь, достичь уже сегодня на региональном уровне. И можно было бы достичь на определенном этапе молдо-приднестровского урегулирования. Для этого есть и накопленный международный опыт политического урегулирования конфликтов, и стремление международного сообщества, но необходима еще и четкая конкретная воля руководства этих сторон, причем воля, не декларируемая ради мнимого авторитета, а реально реализуемая. Однако воли на то только приднестровской стороны явно не достаточно.
О ком пекутся политики? О народе? Так дайте ему возможность самому решать свою судьбу. Агитируйте, присылайте наблюдателей, обещайте златые горы в составе Республики Молдова, но предоставьте гарантированное мировым сообществом выстраданное право быть услышанными!
Я приглашаю всех участников Конференции посетить гостеприимное, щедрое и открытое Приднестровье, благо въездные визы для этого не требуются.
© 2006, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».