Авторитетный российский журнал «Военно-промышленный курьер» описал военные потенциалы Молдовы и Приднестровья
Российский журнал «Военно-промышленный курьер» в сегодняшнем номере опубликовал статью Павла Брутальского под названием «А если искры всё же перелетят через Днестр?», где автор описывает ситуацию вокруг молдо-приднестровского урегулирования и приводит данные о военных потенциалах Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики.
«Новый Регион» приводит полный текст статьи:
Уже ясно, что европейские структуры, в частности ОБСЕ, поддерживают позицию президента Молдавии Владимира Воронина в действиях против Приднестровского региона. Запад четко дал понять: Черногория и Косово не могут служить примером для ПМР. Понятно, что это произошло в ответ на призыв лидера непризнанной республики Игоря Смирнова провести этой осенью референдум о полной независимости от Молдавии. И с каждым месяцем позиция господина Воронина становится все более жесткой по отношению как к Тирасполю, так и к Москве. Выступая на проходившем в Бухаресте Черноморском форуме «За диалог и партнерство», он заявил: «Приднестровский сепаратизм, с которым сталкивается Молдавия, спровоцирован и поддерживается извне. Замалчивать это уже нельзя. Заявляя об этом недвусмысленно, можно приблизиться к скорейшему решению конфликта». Так что нельзя снимать с повестки дня наихудший сценарий развития событий, который чреват кровопролитием. Худший и без того уже разыгрывается: четвертый месяц продолжается экономическая блокада Приднестровья.
Напомним, конфликт из тлеющего в разгорающийся начал превращаться с 3 марта, когда Украина ввела в действие новый режим прохождения грузов, в соответствии с которым не пропускает приднестровские товары без таможенного оформления Молдавии.
«ТОЧЕЧНЫЕ» КОНФЛИКТЫ
В результате молдавско-украинская граница на приднестровском участке заблокирована, а в Тирасполе расценили эти действия как «полную экономическую блокаду». В Киеве и Кишиневе отдельные аналитики стали указывать, что блокаду организовали сами приднестровские власти для того, чтобы скрыть факты контрабанды на своей территории, главным образом – производство оружия. Данные оценки звучат тем удивительнее, что за две недели до действий Киева представители советов безопасности РФ и Украины посетили Приднестровье с совместным инспектированием всех предприятий, которые подозревались в производстве контрабандной продукции. «И ничего подобного там не обнаружили», – констатировал тогда же министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Тем не менее, происходит то, что происходит.
Военный же сценарий, как полагают наблюдатели, тем более нельзя исключать, так как «точечные» очаги напряженности (те самые «искры») в зоне молдавско-приднестровского противостояния возникают постоянно. Это и проблема села Дороцкого (оно находится под юрисдикцией Республики Молдова, но прилегающие к селу земельные угодья расположены на территории ПМР), и споры сторон по поводу подходов к размещению миротворческих постов на плотине Дубоссарской ГЭС (из-за чего Кишинев неоднократно игнорировал свое участие в Объединенной контрольной комиссии), приводящие к инцидентам между сотрудниками полиции Молдавии и приднестровской милиции, и факты односторонних действий примарии (администрации) молдавского села Варница и молдавской полиции в отношении объектов недвижимости Бендерского речного порта, находящегося под юрисдикцией ПМР.
Бывший командарм 14-й общевойсковой армии генерал Юрий Неткачев считает, что силовой вариант решения приднестровской проблемы вполне возможен, но только в том случае, если будет нейтрализован российский миротворческий контингент в ПМР. Это можно сделать чисто политическими средствами (такие попытки Кишинев при поддержке ОБСЕ предпринимает постоянно), а также реальным свертыванием миротворческой операции и трансформацией ее по косовскому сценарию под эгидой Североатлантического альянса.
В НАДЕЖДЕ НА РУМЫНИЮ
В то же время возникает вопрос, насколько реальна военная операция молдавской армии «для решения проблемы» отколовшейся территории? Известно, что румынский генералитет давно готов поддержать интервенцию Молдавии в ПМР, как это уже имело место в 1992 г. Тем более что в последние годы оборонный потенциал Румынии заметно укрепился.
Кроме того, по словам министра госбезопасности ПМР Владимира Антюфеева, «из окружения президента Молдавии Владимира Воронина получена информация о том, что на встрече министра обороны Румынии Теодора Анастасиу с президентом Молдавии, состоявшейся еще 21 июня 2005 года, были рассмотрены вопросы поставок Кишиневу румынского вооружения и боеприпасов в 2005-2006 годах и оказания военной помощи Молдавии в случае проведения вооруженных операций против ПМР».
Кишинев действительно наращивает свою боевую мощь. По информации министра обороны Молдавии Валерия Плешки, в 2006 г. Кишинев выделил на военные нужды 126 млн. лей (10,5 млн. долларов). Это не столько, «сколько нам хотелось бы», но все же почти на 9% больше, чем в прошлом году (115 миллионов лей, или чуть более 9,5 млн. долларов – 0,4% от внутреннего валового продукта). На выделенные средства национальное Минобороны, помимо решения социальных проблем, планирует внедрить новую систему связи в войсках, модернизировать систему противовоздушной обороны, оснастив ее более современными и эффективными средствами. Еще в январе Плешка заявлял, что руководство Министерства обороны Молдавии положительно оценивает результаты завершившегося учебного года: «Удалось выполнить задачи по реформированию армии, предусмотренные государственным планом развития и строительства Вооруженных Сил на 2005-2008 годы, а также полноценно обеспечить непосредственно процесс боевой подготовки войск».
Как считает глава госбезопасности ПМР Владимир Антюфеев, подготовительные мероприятия к вооруженному конфликту Кишинев уже спланировал. По его сведениям, в день «Икс» 2-я рота миротворческих сил Молдавии, предназначенная только для выполнения задач миротворческой миссии, в случае начала боевых действий выйдет из подчинения Объединенного военного командования МС и будет выполнять приказы молдавского Минобороны.
СИЛЫ ПРИМЕРНО РАВНЫ
Какими же еще силами Кишинев будет отвоевывать земли на левом берегу Днестра, начнись вторжение сегодня? По сведениям из различных источников, в национальной армии Молдовы 6 бригад: три мотопехотные, одна артиллерийская, одна ПВО и смешанная авиационная. Имеются еще полк связи, инженерно-технический батальон, отдельный батальон охраны и обеспечения, батальон «голубых касок». Есть и спецназ – батальон «Фулджер» («Молния»).
Численность молдавской армии, по официальным данным, составляет 6800 человек. Однако надо учитывать и другие силы, которые, в случае осуществления боевой операции, могут усилить войска вторжения. Прежде всего, это 11-тысячный корпус карабинеров (из его состава вдоль границы с Приднестровьем размещены около 3,8 тыс. человек и 19 единиц бронетехники). Это также спецназ МВД (2500 человек). Есть еще и Пограничные войска (около 7 тыс. человек), часть которых также может принять участие в возможной интервенции.
Согласно информации экс-министра обороны республики бригадного генерала Виктора Гайчука, «после распада СССР Молдавия, согласно установленным квотам, получила в наследство около 3200 единиц различной техники, при этом приблизительно 30% из всего этого количества составляла техника общего пользования, то есть легковые и грузовые автомобили, тракторы для буксировки вооружения и так далее».
По его же словам, значительная часть боевой техники была выпущена в конце 1960-х – начале 1970-х годов и морально и физически устарела. А согласно концепции военной реформы Молдавия начнет полное перевооружение национальной армии новыми образцами вооружения и техники не раньше 2013-2015 годов.
Тем не менее, по экспертным оценкам, сегодня на вооружении армии 229 единиц бронетехники, 226 артиллерийских орудий, около 30 вертолетов «Ми-8» (правда, большинство из них, если не все, давно на «приколе»), 6 старых самолетов польского производства Vilga 35 (из которых после катастрофы в мае 2005 г. используется только один – главным образом для обучения и тренировок персонала). Из средств ПВО – зенитные ракетные системы и комплексы С-200, С-125, С-75, есть ПЗРК «Игла». А генерал Неткачев обращает внимание на то, что у молдаван имеются 24 установки реактивной системы залпового огня «Град», дивизион тяжелых минометов «Пион» (они могут стрелять ядерными боеприпасами), противотанковый полк (54 пушки «Рапира»). На базе хранения под Кишиневом имеется также 220 бронетранспортеров и около 12 тыс. единиц стрелкового оружия с соответствующим инженерным комплектом и другое вооружение. В 1993 г. после вывода личного состава 300-го парашютно-десантного полка из молдавской столицы там осталось около 120 боевых машин десанта БМД-1.
А каковы возможности Приднестровской Молдавской Республики? Каких-либо официальных сведений об армии ПМР нет. А экспертные оценки таковы: общая численность ВС непризнанной республики – от 5 тыс. до 7,5 тыс. человек. Действуют четыре мотострелковые бригады (дислоцируются в Тирасполе, Тигине, Рыбнице, Дубоссарах). Кроме того, имеются отряд спецназа (по другим сведениям – четыре отряда), танковый батальон, зенитно-артиллерийский полк и противотанковый дивизион, бригада ПВО, инженерно-саперный батальон, батальон связи, подразделения материально-технического обеспечения, учебный центр. Вооружение: от 18 до 70 танков (Т-55, Т-64 и Т-72), 150 БТР и БМП, 122 артиллерийские системы (из них от 18 до 40 установок «Град», 30 гаубиц и пушек, самоходно-артиллерийские установки, 66 минометов). Авиация представлена 29 летательными аппаратами: вертолетов Ми-8 – 9, Ми-24 – 6, Ми-2 – 2; остальные – самолеты Ан-2, Ан-26 и Як-18. Силы МВД: батальон спецназа «Днестр» («черные береты») и девять отделов милиции по 500 человек каждый. Министерство госбезопасности: батальон «Дельта» («голубые береты»), семь батальонов народного ополчения численностью 2 тыс. человек и семь отрядов Черноморского казачьего войска (до 1 тыс. человек). Следует также учитывать, что общая численность личного состава армии ПМР за счет резервистов может быть быстро увеличена до 25 тыс. человек.
Так что отразить нападение у Тирасполя есть чем. Эксперты отмечают, что это может быть весьма эффективно сделано таким оружием, как ЗРК «Стрела-10», ЗСУ «Шилка», ПЗРК «Игла», «Стрела» и «Дуга», а также гранатометами РПГ-7, РПГ-18, РПГ-22, РПГ-26 и РПГ-27, станковыми противотанковыми гранатометами СПГ-9; ПТУР «Малютка», «Фагот», «Конкурс». Основной объем всех этих вооружений был передан из частей и со складов российской 14-й гвардейской армии во время кровопролития весны – лета 1992 г.
Есть у Тирасполя и свой ОПК: завод «Прибор» (город Бендеры), производящий минометы и реактивные системы залпового огня БМ-21 «Град»; заводы «Электромаш» и «Металлорукав» (пистолеты ПМ, ТТ, ПСМ, автоматы АК, АКМ, боевой комплект «Полисмен», противотанковые гранатометы СПГ-9). По сообщениям СМИ, на «Электроаппаратном» и Заводе им. Кирова в последнее время осваивалось производство гранатометов «Пчела» и «Гном», переносных минометов «Катран» и «Василек», ПЗРК «Дуга». Впрочем, с другой стороны, это не получило подтверждений со стороны международных наблюдателей, допущенных властями Приднестровья на соответствующие объекты.
ОБСЕ: «РАЗОРУЖАЙТЕСЬ!»
Следует также знать, что, по оценкам наблюдателей, моральный дух приднестровцев на том уровне, когда руководству ПМР не надо прилагать каких-то особых усилий, чтобы «убеждать народ воевать за свою землю». На какую-нибудь «цветную заварушку», а тем более «революцию», которая бы изнутри свергла «режим» Игоря Смирнова (в этом случае интервенция Молдавии могла бы иметь шансы на успех), надеяться не приходится. Недаром еще 30 ноября 2005 г. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе обратилась с призывом к Молдавии и ПМР начать процесс разоружения для того, чтобы положить конец 15-летнему противостоянию. «Основная проблема остается в том, что обе стороны располагают большим количеством военных сил и боеприпасов», – говорил тогда представитель ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл. По его мнению, «эти силы и запасы вооружения должны быть, без сомнения, сокращены».
Так или иначе, но в любом случае, как считает Юрий Неткачев, исход подобной интервенции зависит от позиции Москвы, которая располагает здесь своими силами. Напомним, Оперативная группа российских войск (ОГРВ) в Приднестровском регионе Республики Молдова численностью чуть менее 1500 человек состоит из отдельной мотострелковой бригады, зенитного ракетного полка, полка связи и авиагруппы. Ее основная задача – охрана крупнейшего в Европе (более 100 га) арсенала оружия в Колбасно (Рыбнинский район). Вывоз боеприпасов сейчас не осуществляется, так как власти ПМР заблокировали железнодорожные пути.
Экс-командующий 14-й армией генерал Неткачев считает, что, если российские миротворцы будут выполнять свою задачу при поддержке политиков, военного конфликта можно будет избежать. А глава МО России Сергей Иванов, как известно, уже неоднократно заявлял, что наши войска останутся в ПМР до тех пор, пока не произойдет политическое урегулирование конфликта между Кишиневом и Тирасполем.
© 2006, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».